Давид Сикейрос

29 декабря – 115 лет со дня рождения мексиканского художника и графика Хосе Давида Альфаро Сикейроса

 SikeyrosДар живописца проявился у Давида Альфаро Сикейроса уже в одиннадцать лет, поэтому родители отдали его учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной академии «Сан Карлос». Здесь Сикейрос становится одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку и попадает в тюрьму. Молодые художники выступали против академической рутины, а также предъявляли и экономические требования. Сикейрос вспоминал: «Мы требовали национализации железных дорог. Над нами хохотала вся Мексика…Откровенно говоря, я глубоко убеждён, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами…». После выхода из тюрьмы Сикейрос создаёт школу «Санта Аните», которая становится не только художественным заведением, но и подпольным центром политической организации студенчества. В сентябре 1910 года народ Мексики поднялся против тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, и молодые художники уходят в боевые повстанческие отряды. Всего за два года Сикейрос проходит путь от рядового до капитана, в перерывах между боями он рисует. Революция завершилась в 1917 году приходом к власти буржуазно-демократического правительства. В 1918 году под руководством Сикейроса проводится «Конгресс солдатских художников», где прозвучал призыв создать новое искусство, отражающее страдания народа и его борьбу. В 1922 году Сикейрос вместе со своими друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат революционных живописцев и технических рабочих». Три крупных мастера: Сикейрос, Клементе Ороско и Диего Ривера расписали стены Национальной подготовительной школы в Мехико по заказу её директора. Из росписей Сикейроса – цикла «Земля и свобода» — сохранилось немногое. Подсказанные революцией идеи выражены языком, близким древнему индейскому искусству.

К середине 20-х годов в стране активизируются реакционные силы, Синдикат распускается, Сикейроса сначала арестовывают, а затем высылают в город Таско. В ссылке Сикейрос пишет станковые картины, создав менее чем за год более ста полотен, самые известные из которых – «Несчастный случай на шахте», «Эмилиано Сапата», «Крестьянская мать». Кто-то из друзей Сикейроса, глядя на картину «Несчастный случай на шахте», сказал: «Если Ривера изображает человека, который может страдать, а Ороско изображает страдающего человека, то Сикейрос воссоздаёт само страдание». В январе 1932 года Сикейрос из-за преследования властей уезжает в США. В Лос-Анджелесе он расписал стену художественно-промышленного училища. На стене площадью шесть метров на девять, с проёмами окон и дверью, художник создал многофигурную композицию «Митинг на улице». Причём лишь при помощи аэрографа. Сикейрос вздумал изобразить в композиции негров, стоящих рядом с белыми и на него ополчились все американские расисты. Неудивительно, что фреска была уничтожена. Тем не менее там же, в Лос-Анджелесе хозяин крупнейшей художественной галереи заказал роспись одной из наружных стен галереи размером тридцать метров на двадцать на тему «Тропическая Америка». «Нетрудно догадаться, — говорил художник, — что в его представлении «Тропическая Америка» была райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. А я изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте….на котором сверху торжествующе восседает орёл, такой же, как на американском долларе… За это я поплатился – изгнанием из Соединённых Штатов». Вскоре Сикейрос совершает поездку по странам Латинской Америки. В 1934 году художник54 возвращается на родину, возглавляет «Национальную лигу борьбы против фашизма и войны» и пишет картину «Взрыв в городе». Сикейрос словно предчувствовал то страшное, что несёт человечеству фашизм. Следующий год мастер провёл в Нью-Йорке, где основал Экспериментальную мастерскую живописной техники, разрабатывающую новые краски и приёмы монументальной живописи. Его картины «Коллективное самоубийство», «Эхо плача», «Остановите войну!» и многие другие наполнены пафосом политической борьбы. С началом Гражданской войны в Испании Сикейрос отправляется добровольцем в республиканскую армию. Вернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых картин. Среди них превосходная по реалистической ясности образа, силе чувства, выраженного в мощной пластикеsiqueiros110 форм, картина «Рыдание». До конца своей жизни Сикейрос создавал росписи, посвященные науке и прогрессу, истории сценического искусства и кинематографии, росписи, посвящённые борьбе индейцев против испанских завоевателей, народной борьбе с фашизмом в разных уголках мира.

Познакомиться с творчеством легендарного художника – монументалиста Давида Альфаро Сикейроса вы можете в отделе научной литературы, ауд. 176, гл. к.

Оставьте комментарий