Грем Джойс  «Зубная фея».
Аннотация:843515

Существует поверье: если ребенок, засыпая, положит под подушку выпавший молочный зуб, его заберет Зубная Фея и оставит вместо зуба монетку.
Проснувшись однажды ночью, семилетний Сэм обнаруживает у своей постели Зубную Фею, больше похожую не на персонажа Шарля Перро или братьев Гримм, а на злобного гопника неопределенного пола. Он сам виноват: не надо было просыпаться, не надо было видеть фею. Теперь она (или он?) будет сопровождать Сэма все его детство и юношество, меняясь вместе с ним, то помогая ему, то угрожая, но ни разу не давая ответа на вопрос: реальность это или кошмарный сон и кто кому снится?

Это не просто роман взросления-роман воспитания, но сюрреалистическая история исцеления от детских и подростковых кошмаров, путеводитель по миру детской жестокости и кривых дорожек… Впрочем, одинаково успешно он может быть прочитан и как магико-реалистическое повествование, и как рассказ о плодах нездорового воображения или помутившегося сознания. Писатель указывает векторы в обе стороны, но не дает слишком явных подсказок. Грэм Джойс не спешит в своей истории, он рассказывает все подробно, ведь никогда не знаешь какая произошедшая мелочь, подобно взмаху крыла бабочки изменит историю и если не всего мира, то, по крайней мере, историю жизни одного конкретного человека. Прозрачный, легкий язык, английская ирония, несколько отстраненный, чуть холодноватый авторский взгляд. Проще говоря, исключительно замечательная вещь.  Не могу удержаться и выложу парочку понравившихся моментов
«… родители тинейджеров, в особенности матери, имеют привычку с визгом пилить своих чад за любые их действия, исключая разве только стояние молча по стойке «смирно». Ободранные или неначищенные ботинки, к примеру, тянули на малый визг.»
«Сэм шел за ней, понемногу осознавая, что Терри, которому было всего лишь пять лет, уже лишился двух пальцев на ноге и, судя по всему, лишился их навсегда. В глубине души он (Сэм) надеялся, что его собственная жизнь сложится несколько удачнее.»
«… сделали Терри укол от столбняка. И еще они погладили мальчика по золотистой головке и посоветовали ему быть храбрым солдатом. Запасных пальцев у них в заведении не оказалось.»
«Нев не верил в реальное существование вещей, названия которых он не мог запомнить»
«Сэм,недолго думая, набросал пейзаж с окруженным деревьями прудом, где у самой воды над подушкой из мха поднималось увитое плющем надгробие в форме кельтского креста. На надгробии было начертано имя художника. Сэмюэл Саутхолл. Замучен до смерти Зубной Феей. Упокойся с миром. Для усиления эффекта Сэм пририсовал пикирующую на надгробный памятник летучую мышь и пронзенный кинжалом череп на могильном холме.»
«Неудивительно, что эта девочка, уже трепетавшая на пороге зрелости, мучительно страдала от необходимости конвоировать в школу и обратно троих мерзких, вечно орущих истекающих соплями мальчишек, в результате чего начало и конец дня — а заодно и промежуток между ними — оказывался безнадежно испорченными. Все это очень напоминало те изощренные формы наказания, которые так любили придумывать для простых смертных боги Древней Греции. Мальчишки обычно тащились шагах в десяти — пятнадцати позади Линды, волоча по асфальту цепочки от унитазов и прочую гадость, издавая дикие вопли и уже одним этим губя непорочную чистоту ее таких белых-белых кружевных перчаток.»

Книга  встает в один ряд с “Осиной фабрикой” Йэна Бэнкса или некоторыми вещами Стивена Кинга (“Оно”, “Ярость”, “Долгая прогулка”). И конечно, ее стоит читать. Вне всякого сомнения.

P.S. Есть на абонементе художественной литературы(311 корп.А)