С отпусками и каникулами мы пропустили дни рождения, двух,  пожалуй самых известных  французских писателей в Советском Союзе.
29 июня исполнилось 110 лет со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери, а 5 августа — 160 лет со дня рождения Ги де Мопассана.

Один из великих представителей европейского критического реализма XIX века, французский писатель Ги де Мопассан, принадлежит к числу любимых российской читательской аудиторией мастеров художественного слова.
Впервые с ним познакомил русских читателей И. С. Тургенев, оценивший в нем крупнейший талант французской литературы начала 80-х годов. Горячо полюбил Мопассана и Лев Толстой, написавший о нем большую статью. Чехов, Горький, Бунин, Куприн в разной мере и в разных отношениях являлись почитателями французского писателя, высоко ставившими его художественную честность и исключительное мастерство.
Печататься Мопассан начал во 2-й пол. 70-х гг., опубликовав несколько очерков и статей в газетах и журналах («Гюстав Флобер», «Бальзак по его письмам» и др.). Сближение с Золя и молодыми писателями-натуралистами (П. Алексис, А. Сеар, Ж. К. Гюисманс, Л. Энник) привело Мопассана к участию в сборнике рассказов «Меданские вечера» (1880); напечатанная здесь новелла «Пышка» («Boule de suif») явилась убедительным свидетельством зрелого мастерства Мопассана. Лучшая вещь сборника, посвященного реалистическому изображению эпизодов франко-прусской войны, «Пышка» выделялась резкой антибуржуазной направленностью, остротой социального анализа — чертами, характерными для всего творчества Мопассана. С 1880 развернулась продуктивная литературная деятельность Мопассана, он опубликовал в течение 11 лет шесть романов, 17 сборников новелл, 2 книги путевых очерков. Биографы высчитали, что за 1885 год Мопассан написал 1 500 печатных страниц. Этого не удавалось достигнуть ни Бальзаку, ни Диккенсу, ни даже Дюма-отцу. Но тут сосчитаны только страницы художественной прозы и не приняты во внимание те «хроники» — очерки и фельетоны, — которые Мопассан еженедельно печатал в газетах.
Литературный успех Мопассана возрастал от одной книги к другой, В 1882 году он издал сборник новелл «Мадмуазель Фифи»; в 1883 году — сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», высоко оцененный И. С. Тургеневым и Львом Толстым и выдвинувший Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 году выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга «Под солнцем». В 1885 году изданы сборники «Иветта», «Сказки дня и ночи» и «Туан», а одновременно с ними — роман «Милый друг», принесший Мопассану мировую известность.
Прежде чем объединять свои новеллы в книгу, Мопассан печатал их в газетах, обыкновенно в «Жиль Блас» и в «Голуа». Сотрудничество в двух таких несхожих газетах отвечало стремлению писателя не примыкать ни к какому определенному литературно-политическому лагерю. Изредка Мопассан печатался в «Фигаро» и в «Эко де Пари». Имя его появлялось и в журналах, но первая публикация новеллы в журнале была у Мопассана делом редким. Еженедельные журналы обычно перепечатывали его новеллы — после их первой публикации в газете или даже после появления в сборнике.
Искусству Мопассана свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность «подлинно французского языка». За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства  французского языка. Многие новеллы Мопассана были инсценированы и экранизированы, и так же, как его пьесы, ставились в парижских театрах, на русской сцене.
Об Антуане де Сент-Экзюпери читайте в следующих записях. А взять почитать Мопассана можно в отделе художественной литературы 311ауд. корп.А

Реклама