Сегодня я хочу открыть новую рубрику «История любви». О писателях, поэтах и их музах.
А открывает рубрику рассказ об Александре Блоке и его «Прекрасной даме».
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя…»

А. Блок
Когда 16-летняя Любовь Менделеева, дочь знаменитого химика, впервые увидела Александра Блока, любви с первого взгляда не возникло, мало того – юный, но уже модный поэт ей не понравился. А ведь он был словно создан для нее: так же страстно желал играть на сцене, как и она, сочинял чарующие и дам куда старше Любочки стихи. 17-летний внук ректора Санкт-Петербургского университета приехал на дачу к ее отцу модно одетым, верхом на белом коне, как и положено принцу, о котором мечтают все девочки. Ей же он показался позером с рыбьими глазами и холодным темпераментом.
С 1898 года Блок, серьёзно готовящий себя в актёры, начинает постоянно ездить в Боблово – имение Менделеевых, расположенное в нескольких верстах от Шахматова. В любительских спектаклях он играл Гамлета, Ромео, Чацкого… Трагические роли притягивали юного Блока.
В этих же спектаклях выступала и Любовь Дмитриевна Менделеева.
В дачной постановке на самодельных подмостках он сыграл Гамлета, она – Офелию. Распущенные золотые волосы, падающие ниже колен, охапка полевых цветов в руках — Любовь была воплощением юности и красоты. Она заворожила Блока. Вот о ком писал его лучший друг, философ Владимир Соловьев, вот она, настоящая Любовь, Вечная Женственность во всей своей юной красе и небесной недоступности! После спектакля долго гуляли вдвоем, но даже руки их не соприкоснулись, даже взгляды не встретились, чинно шагали по тропинке «Студент» и «Барышня».
Блок влюбился в девушку, а, скорее всего, перенёс с театральных подмостков увлечённость в жизнь… Между молодыми людьми возник зыбкий, полуреальный, полумифический роман. Образ неземной подруги, который уже был в творчестве поэта, под влиянием увлечённостью Менделеевой воплотился в «Прекрасной Даме».
Они стали встречаться и поняли, что и жить друг без друга не могут, и быть вместе тоже. Если бы «Прекрасная Дама» осталась просто поэтическим символом. Но нет! Блок стремится воплотить в реальность идею возвышенной чистой любви. Он – Мистик, Символист, Поэт, превозносящий ее в стихах до высочайших сфер, а она, оказывается, вовсе не хочет быть ни Музой, ни тем более Таинственной Девой! Ей, конечно, лестно, что самый модный поэт Петербурга посвящает свои творения именно ей, все ее подружки зачитываются циклом «Прекрасная Дама», но более всего она хочет создать с Сашей Блоком семью. Ее мечты — простые, земные, понятные, в них нет места символистским бредням! В январе 1902 года Любовь Дмитриевна пишет Блоку письмо, отказываясь играть навязанную ей роль: «Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и… скучно». Она хочет, чтобы он видел в ней «живого человека». Для Блока же возлюбленная — прежде всего идеал, образ, парящий где-то там, в заоблачных высях поэзии… Менделеева заявила о разрыве отношений, Блок в ответ пригрозил покончить жизнь самоубийством.
Однако Любовь Дмитриевна не сумела устоять перед обаянием и красотой Блока. С 7 на 8 ноября 1902 года курсистки устраивали в зале Дворянского собрания благотворительный бал. Любовь, отрицавшая все мистическое, в ту ночь ощущала себя заколдованной красавицей и точно знала, что ее принц придет и расколдует ее волшебным поцелуем. Так и случилось. Александр Блок, не раздумывая, направился к тому месту, где была она, хотя ее не было видно в толпе, сделал ей предложение и получил согласие. На следующий день создал прекрасное стихотворение, полное мистических иносказаний:
Я их хранил в приделе Иоанна,
Недвижный страж, — хранил огонь лампад.
И вот – Она и к Ней – моя Осанна –
Венец трудов – превыше всех наград.
Я скрыл лицо, и проходили годы.
Я пребывал в Служенье много лет.
И вот зажглись лучом вечерним своды,
Она дала мне Царственный Ответ.
Я здесь один хранил и теплил свечи.
Один – пророк – дрожал в дыму кадил.
И в Оный День – один участник Встречи –
Я этих встречи с кем не разделил.

В мае 1903 года Блок и Менделеева обручились, а 17 августа состоялось венчание в церкви села Тараканова. Свадьбу сыграли пышную, хотя факт женитьбы поэта-символиста находился в противоречии с учением Соловьева. Само празднование свадьбы было в Боблове, после чего молодые уехали в Питер и поселились на квартире Блока.
Казалось бы, период романтических вздохов закончен, но только не у Блока. Как можно вступать в физический контакт с той, на кого молишься, с Таинственной Девой? Романтические иносказания остаются и в стихах и в жизни. Образ «Прекрасной Дамы» усложняется, приобретает новые черты «Вечной Женственности».
В первую же брачную ночь молодой супруг объяснил ничего не смыслившей в любовных делах супруге, что и не собирался отходить от стихотворных молений к телесным объятиям. Мужем и женой в обычном, житейском понимании они не будут никогда.
А Любовь Дмитриевна тем временем пишет после замужества: «Думаете, началось счастье? Началась сумбурная путаница. Слои потаённых чувств, подлинного упоения молодостью для меня и слои недоговорённостей и его и моих, чужие вмешательства – словом, плацдарм, насквозь минированный подземными ходами, таящими в себе грядущие катастрофы». И далее: «Я оказалась совершенно неподготовленной, безоружной. Отсюда ложная основа, легшая в фундамент всей нашей совместной жизни с Блоком, отсюда безвыходность стольких конфликтов, сбитая линия всей моей жизни».
Разделение Блоком плотской и духовной любви погубило их брак. Свои физические потребности поэт удовлетворял с «безликой, купленной на несколько минут». Жену же он уверял в том, физическая близость им не нужна…
Любовь Дмитриевна писала: «Когда я ему говорила о том, что я-то люблю весь этот ещё неведомый мне мир, что я хочу его – опять теории: такие отношения не могут быть длительными, всё равно он неизбежно уйдёт от меня к другим. А я? «И ты так же». Это меня приводило в отчаяние! Отвергнута, не будучи ещё женой, на корню убита основная вера всякой полюбившей впервые девушки в незыблемость, единственность. Я рыдала в эти вечера с таким бурным отчаянием, как уже не могла рыдать, когда всё в самом деле произошло «как по писаному». Молодость всё же бросала иногда друг к другу живших рядом. В один из таких вечеров, неожиданно для Саши и со «злым умыслом» моим произошло то, что должно было произойти, — это уже осенью 1904 года. С тех пор установились редкие, краткие, по-мужски эгоистичные встречи. Неведение моё было прежнее, загадка не разгадана, и бороться я не умела, считая свою пассивность неизбежной. К весне 1906 года и это немногое прекратилось».
Жена не стала для поэта женой в общечеловеческом понятии этого слова, она осталась поэтическим образом, в который Блок вложил не только вечную женственность, но и ощущение родины, революции. Любовная страсть у Блока всегда была связана с темой Родины, России.
Максимализм поэта обрёк его семейную жизнь на хаос и недоразумения.
И тут случилось то, что и должно было случиться, Любовь Дмитриевна увлеклась другим мужчиной – Андреем Белым.
Друг Блока, поэт Андрей Белый (псевдоним Бориса Бугаева) вел себя по отношению к его супруге галантно: водил в Эрмитаж, знакомил с интересными людьми, выслушивал ее жалобы на то, как испортила ее жизнь навязываемая ей роль Прекрасной Дамы. Роль поверенного женщины, в которую он на самом деле был влюблен, удавалась ему блестяще. Не корзины цветов, а целые «бугаевские леса» каждое утро появлялись в гостиной четы Блок-Менделеева. Следом появлялся сам Белый, садился к роялю, играл в честь хозяйки, блестяще импровизировал, словом, кружил голову как заправский Дон Жуан, в то время как Блок предпочитал проводить время вне дома — в ресторанах, в театрах, в обществе актрис и дам полусвета.
Постепенно Любовь поддалась обаянию Белого, не на шутку заплутав в «бугаевском лесу». Однажды Белый не выдержал и объявил Блоку, что он и Любовь Дмитриевна любят друг друга. Однако, опомнившись, Любовь просит Белого уехать, чтобы дать ей возможность собраться с мыслями. В ответ Белый вызывает ее мужа на дуэль, и только женская дипломатия не позволила свершиться этой пародии на дуэль Пушкина и Дантеса. Белый – человек эмоциональный, все больше становится смешон, разгуливает по Москве в черной маскарадной маске, дабы не выдать своей страсти к чужой жене. Супруги решают на семейном совете, что надо уехать на год за границу, отвлечься. Участникам этого любовного треугольника суждено будет встретиться лишь через десять лет.
Казалось бы, пережив такую встряску, супруги могли выйти на новый уровень отношений, но Блок по-прежнему отказывался видеть в жене земную женщину со своими потребностями. Он влюбляется в кого угодно: актрис, певиц, только не в жену. Любовь Дмитриевна тоже подается в актрисы и уезжает на гастроли. Между супругами завязывается переписка, как между лучшими друзьями. Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает своей неверной супруге выдать ее чадо за их общего ребенка. Малыша назвали Митей. Прожил он всего восемь дней. Поэт тяжело переживал рождение и смерть ребёнка. После его похорон он написал стихотворение «На смерть младенца», в котором излил все свои чувства по отношению к всё ещё обожаемой «Прекрасной Даме»:
Пусть эта смерть была понятна –
В душе, под песни панихид,
Уж проступали злые пятна
Незабываемых обид.
…………………………
Я подавлю глухую злобу,
Тоску забвению предам.
Святому маленькому гробу
Молиться буду по ночам.
Но – быть коленопреклонённым,
Тебя благодарить, скорбя? –
Нет. Над младенцем, над блаженным
Скорбеть я буду без Тебя.

Несмотря на то, что Любовь Дмитриевна осталась, в конце концов, с мужем, счастье так и не пришло в их дом. Она продолжала уезжать с театром, а он тосковать в её отсутствие. Блок переживал, что каждый из них стал жить своей отдельной жизнью, но что-либо изменить не мог или не пытался…
Его письма к ней полны тоски:
«Люба, ты моя милая, я ужасно скучаю по тебе. Постоянно хватает за сердце».
«Я хотел тебе писать о том, что всё единственное в себе я уже отдал тебе и больше уже никому не могу отдать даже тогда, когда этого хотел временами. Это и определяет мою связь с тобой».
«Очень скучаю без тебя; кроме беспокойства – всегда пустое место в жизни».
«Беспокоюсь о тебе постоянно. Происходит совершенно неестественная и нелепая вещь; ты ездишь и смотришь, не имея времени углубиться и найти себя; я сижу на месте и питаюсь мыслями, находя и тебя и себя и то, что нас обоих кроет и соединяет».
«Неужели ты не приедешь прежде конца мая и совсем не поживёшь со мной?»

А для себя пишет в записной книжке:
«Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь». «Но 1898-1902 годы сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю её». Эта запись сделана 18 февраля 1910 года. Хотя в неудавшейся личной жизни Блоку, прежде всего, наверное, нужно было винить себя, возможно, свое дело сделали его воспитание и надлом, полученный в детстве в родительской семье.
Так или иначе, осознание безысходности, вера в то, что уже ничего не изменить, врывалась в творчество Блока, и боль выплёскивалась стихами:
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою,
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Драма разрушенной любви кажется закономерной… В 1907 году у Блока случилось бурное увлечение актрисой театра В.Комиссаржевской — Натальей Волоховой. Именно ей посвящена «Снежная маска».
Несмотря на сохранившиеся чувства поэта к Любови Дмитриевне, любовная страсть захватила поэта. Но и в эту любовную историю Блок внёс трафарет своего разделения чувственной и духовной любви. По свидетельству очевидцев Наталья Волохова протестовала против подобных отношений, но Блок оставался непреклонен. Актриса не пожелала нести навязанную ей миссию символического образа, и они расстались. Поэзия и реальность снова оказались прямо противоположны друг другу.
Следующим увлечением Блока стала артистка Театра Музыкальной драмы Любовь Александровна Андреева-Дельмас. Захватившее его сильное чувство вылилось в прекрасный стихотворный цикл «Кармен», который Блок написал в марте 1914 года.
Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок в своих воспоминаниях писала, что в любви к Дельмас Блок впервые за всю жизнь сумел сочетать духовное и земное, осуществить компромисс «обожествляемого» и «плотского». И, что интересно, жена Блока отнеслась к увлечению поэта абсолютно спокойно. Она не пыталась выяснять отношения с соперницей. Связь Блока и Дельмас длилась два года. В дальнейшем они сохранили дружеские отношения. Но и в стихах, посвящённых Дельмас, Блок признаёт, «что счастья и не было».
Новый жестокий строй не для таких тонких натур, как поэт Серебряного века, к тому же после Революции 1917 года Блок уже серьезно болен. Менделеева, наоборот, полна энергии и вполне освоилась в новых условиях, умеет доставать продукты и дрова, организует чтение стихов мужа, чтобы заработать денег, ездит на гастроли, заводит новых любовников. Если для него теперь окончательно ясно, что в его жизни были «только две женщины — Люба и все остальные», то ей некогда предаваться воспоминаниям, ей хочется брать от жизни все.
7 августа 1921 года Александр Блок умирает. Оставшись без мужа, Любовь словно рождается заново. Она уходит из театра, признавшись, наконец, самой себе, что таланта актрисы в ней не было никогда. Через сцену она лишь хотела стать ближе Блоку, которого всегда манили актрисы. В личной жизни Менделеева тоже навсегда опускает занавес, приняв решение стать лишь вдовой великого поэта, которому так и не смогла стать настоящей женой.
У русской литературы есть гениальный поэт. Его неувядающие стихи перечитывают всё новые поколения молодых девушек. И, наверное, их сердца замирают над красотой стиха и утончённостью вложенных в строки чувств, как замирает чайка над морскими волнами. Всё может быть… За окном то снежный вихрь, то промозглая сырость и грязь. Хочется поэзии, возвышенных чувств и особенной, романтической любви…
Многим девушкам нравится, когда мужчина возводит их в ранг «Прекрасной дамы», поклоняется, читает, тем более пишет стихи.
Но для счастливой совместной жизни нужны совсем другие качества…
(По материалам статей Н.Антоновой и О. Анисимовой)
Взять почитать произведения Александра Блока можно в отделе художественной литературы, 311ауд. корп.А
А его биографию можно найти в книгах:
Голубев А.Н. Русский синдром , 2007 (НАБ)
Енишерлов В.П. Александр Блок: Петербург. Шахматово. Москва : фотоальбом, 1986 (АХЛ)
Чуковский К.И. Современники : портреты и этюды, 2008 (АХЛ)
Киреев Р.Т. Роковые романы. Как любили великие писатели, 2007 (АХЛ)