15 августа – 240 лет со дня рождения Вальтера Скотта (1771-1832). Cто с лишним лет  тому назад Вальтер Скотт считался одним из величайших писателей мировой литературы. Бальзак рассматривал его романы как образцы художественного совершенства, Стендаль считал его отцом современных романистов, Гёте отзывался о нём с величайшим одобрением, Белинский восхищался им, Пушкин называл его «шотландским волшебником». Сотни тысяч читателей во всех концах Европы с нетерпением ожидали его новых произведений. На мотивы произведений В. Скотта художники писали картины, а композиторы – оперы. Сотни европейских писателей сочиняли романы «в манере Вальтера Скотта». Историк, воскресивший давно прошедшие эпохи, знаток сердца человеческого, создавший, подобно Шекспиру, целые толпы живых людей с самыми разнообразными характерами и страстями, — таким казался Скотт своим восхищённым читателям в течение почти полувека.

Затем слава его пошла на убыль. Новые литературные направления, возникшие в середине XIX века, должны были решать более современные общественные проблемы другими методами и на другом материале. В. Скотт стал детским писателем, соперничая в популярности с Фенимором Купером, Майн Ридом, Жюль Верном.

Но затем Скотт опять стал завоевывать симпатии не только детей, но и взрослых. Критика отмечала его драгоценные свойства: глубокое понимание исторических процессов, любовь к народу, широкое изображение эпохи в её противоречиях, в столкновениях классов и государств, его тонкое проникновение в психологию людей, мастерство исторической живописи и оценка, данная более ста лет назад  Пушкиным и Белинским, в известной мере была восстановлена.

Вальтер Скотт (1771-1832) родился в Шотландии, в Эдинбурге, в семье юриста. Скотты принадлежали к старому шотландскому роду. Вскоре после рождения обнаружилось, что ребёнок плохо владеет правой ногой. Никакое лечение не помогало и его отвезли для поправки в деревню к бабушке. Бабка знала много страшных и смешных историй из эпохи недавних стычек на шотландско-английской границе. Она рассказывала их внуку, а тётка Дженнет читала мальчику старинные баллады, которые он легко заучивал наизусть.

В деревне Скотт немного подлечился, но всё же остался хромым на всю жизнь. Он много читал: Гомера, Оссиана, сборники старинных английских баллад, увлекался рыцарскими приключениями и военными подвигами. Отец хотел, чтобы он стал юристом и заставил работать в своей конторе. Скотт получил звание адвоката, затем занял должность секретаря эдинбургского суда и, даже когда стал знаменитым писателем, не оставлял своей первой специальности и был шерифом округа.

Начинал Вальтер Скотт свою писательскую деятельность с переводов баллад немецкого поэта Бюргере и изданием трёхтомника «Песен шотландской границы», в котором одну часть написал сам Скотт «в подражание древним песням, которые некогда распевались менестрелями под звуки арф».

В 1814 году Вальтер Скотт написал свой первый роман, принёсший ему мировую славу, -«Уэверли, или Шестьдесят лет тому назад». Роман был издан без имени автора. Скотт не был уверен в успехе и не хотел рисковать своим уже прославленным именем. Все дальнейшие его романы выходили анонимно, хотя ни для кого не было тайной, кто был их автором. Только в 1829 году, издавая собрание своих романов Скотт раскрыл своё имя и рассказал историю своих творческих исканий.

С 1814 года по 1832, год смерти Скотта, романы следовали один за другим с поразительной быстротой. Многие из них являются перлами мировой литературы.

Творчество Вальтера Скотта тесно связано с Шотландией.  «Песни шотландской границы», поэмы и романы из современной жизни, исторические романы повествуют о судьбах и бедах его родной страны, даже если действие происходит в средневековой Франции или Византии, — как, например, в романах «Квентин Дорвард» или «Граф Роберт Парижский».

В художественной литературе Скотт первый поставил проблему исторического бытия и судеб страны в плане вполне современном и актуальном. Впервые в английской литературе он создал романы философско-исторического содержание и тем самым оказался великим новатором, увлёкшим целое поколение европейских читателей.

В романах Скотта, пожалуй, впервые в европейской литературе появился на сцене народ:  не отдельные более или менее выдающиеся личности «простого звания», но целые группы, толпы народа – крестьяне, ремесленники, пастухи, рыбаки, воины. Народ у него – это настоящий людской коллектив, движущийся, мыслящий, сомневающийся, объединённый общими интересами и страстями, способный к действию в силу собственной закономерной реакции на события.

Вальтер Скотт необычайно расширил границы романа.  Никогда ещё роман не охватывал такого количества типов, сословий, классов и событий. Вместить в одно повествование жизнь всей страны, изобразить частные судьбы на фоне общественных катастроф, сплести жизнь обычного среднего человека с событиями государственной важности значило создать целую философию истории, проникнутую мыслью о единстве исторического процесса, о неразрывной связи частных интересов с интересами всего человеческого коллектива. Этой мыслью определены многие особенности созданного Скоттом романа: широта его композиции, контрастность картин, стиль и язык, познавательная ценность, подлинный высокий гуманизм.  Всё это обеспечило романам Вальтера Скотта успех у читателей на долгие годы.

Собрание сочинений в 20-ти томах и отдельные произведения В. Скотта вы можете взять в отделе художественной литературы, ауд. 311 к. А.

Реклама