75 лет (1936) – роману К. Чапека «Война с саламандрами»

 

Карела Чапека, известного чешского писателя, по праву можно назвать одним из самых глубоких умов среди крупнейших писателей двадцатого века. Как художник, он был наделён даром улавливать и предощущать сложнейшие исторические конфликты, сокрытые в потаённых недрах бытия.
    Внешняя простота его произведений обманчива. Рассказывая о своём пути к художественному творчеству, Чапек любил вспоминать, как много для него – сына провинциального врача, потомка мельника и крестьян – значило и давало наблюдение за работой ремесленников, людей разнообразного труда – кузнецов, красильщиков, ткачей, пекарей, портных, каменотёсов, которых он называл великими за их прилежность и искусность.
   Чапек был очень разносторонним художником. Прозаик и драматург, фельетонист и критик, он писал жгучие социальные романы и безмятежно — идиллические книги, как «Год садовода», юморески и сатирические притчи, рассказы – психологические и полудетективные, а также сказки, рецензии и путевые очерки, проникнутые чувством уважения  к культуре тех стран, где он побывал.  Также Карел Чапек считается одним из самых выдающихся писателей – фантастов начала 20 века. В 1920 году увидела свет и с тех пор не сходит со сцен многих стран его пьеса «R.U.R.» — о восстании искусственных людей – роботов. Слово «робот», прочно вошедшее в международный лексикон, родилось в творческой мастерской чешских писателей – братьев Карела и Иозефа Чапек.
     Одним из самых значимых творений К. Чапека стал роман-памфлет «Война с саламандрами».  Предыстория создания его была такова: в марте 1933 года московская киностудия «Межрабпромфильм» выпустила ленту «Гибель сенсации». В кинокартине действовали механические роботы. Прочтя сообщение об этом фильме, К. Чапек опубликовал статью «Автор роботов защищается», где подчёркивал, что его роботы не были механическими, а производились биохимическим путём. «Мы не должны думать, что на нашей планете исчерпаны все возможности творчества», — писал Чапек.
    Как вспоминал позднее автор, именно эта фраза и побудила его начать работу над «Войной с саламандрами». В этом романе  объединились две линии творчества  писателя: социально-сатирическая и философско-психологическая. Это итог его размышлений об обществе, о тенденциях развития современного мира и о человеке.
      В идейном фокусе романа находится многозначный символический образ-модель, который постепенно открывает всё новые и новые свои грани. В иносказательном образе саламандр объединились черты роботов из пьесы «R.U.R и человекоподобных бабочек, жуков и муравьев из пьесы «Из жизни насекомых». Две сквозные темы творчества Карела Чапека: человек и животное, человек и машина – слились воедино. Но так же как в пьесе о насекомых и в пьесе о роботах, и здесь главной проблемой для писателя оставался человек. Что отличает его от насекомых, роботов, человекоподобных саламандр?
    В первой книге романа саламандры – сенсационная новинка. Их эксплуатация ещё выглядит романтической авантюрой. Преобладающие интонации – ирония и юмор. Во второй книге саламандры предстают жертвами колониального грабежа и стандартизации производства. А вот в третьей книге саламандры становятся символом фашизма. « Алло, люди! Сохраняйте спокойствие. У нас нет враждебных по отношению к вам замыслов. Но нам нужно для жизни больше воды, больше берегов, больше отмелей. Нас слишком много. Нам уже не хватает места… Поэтому мы должны взламывать ваши континенты. Мы превратим их в острова и бухты… Мы ничего не имеем против вас, но нас слишком много. Вы можете пока перебраться во внутренние области. Можете укрыться в горах. Горы мы будем разрушать в последнюю очередь».  В романе нет единого центрального героя. Даже колоритные фигуры капитана ван Тоха и директора Бонди всё же эпизодичны, они как бы служат олицетворением двух исторических эпох капитализма: эпохи свободной конкуренции и эпохи монополий. «Война с саламандрами» — это прежде всего обличительный памфлет против фашизма. В Верховном Саламандре читатель середины 30-х годов без труда угадывал бесноватого фюрера Адольфа Гитлера.  Коллизии романа в иносказательной форме правдиво отразили тенденции исторического процесса 30-х годов. Фантастическая гипотеза уже не служит здесь предостережением от всякого решительного нарушения статус-кво, а доказывает, что, если существующий в мире порядок вещей не изменится, это грозит гибелью всей человеческой цивилизации.

    25 декабря 1938 года, вскоре после позорного Мюнхенского сговора, когда великие империалистические державы отдали Чехословакию на откуп фашистской Германии, Карел Чапек умер, буквально затравленный реакцией.

 Собрание сочинений в семи томах и отдельные произведения К. Чапека
вы можете взять в отделе художественной литературы, ауд. 311 к. А

 

 

 

 

Реклама