8 октября – 80 лет со дня рождения Юлиана Семёновича Семёнова.

 «Для меня нет интереса знать что-либо, хотя бы самое полезное, если только я один буду это знать. Если бы мне предложили высшую мудрость под непременным условием, чтобы я молчал о ней, я бы отказался»  
                                                                                                                   Сенека

        Юлиан Семёнов (настоящее имя Юлиан Семёнович Ляндрес)- русский советский писатель, сценарист, журналист  и один из пионеров жанра «журналистские расследования» в советской периодике за свою жизнь успел узнать многое, и это многое он щедро отдаёт в своих книгах многомиллионному читателю.
       В 1953 году  Юлиан Семёнов окончил Институт востоковедения, затем занимался в МГУ научной работой, преподавал язык пушту (помимо восточных языков пушту и дари, он владел также несколькими европейскими языками) и одновременно учился там же на истфаке. С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», причём художественное творчество писателя начиналось вовсе не с приключенческих романов — первые новеллы носили психологический характер («Дождь в водосточных трубах», «В горах мое сердце», «Прощание с любимой женщиной» и др.). Юлиан Семенов навсегда вошел в отечественную литературу благодаря своим остросюжетным детективным повестям: «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Противостояние», «ТАСС уполномочен заявить».
       Первая повесть «Дипломатический агент», была написана Юлианом Семёновым в 1959 году во время его пребывания в Афганистане, где он работал переводчиком с пушту и дари. Основной сюжетной канвой в ней были приключения востоковеда Виткевича, являющегося дипломатом, и, кроме того, тайным агентом. Это было началом творческого пути Семёнова на ниве политико-приключенческих произведений.
       Писатель, посвятивший себя созданию политических романов, в подоплёке которых – реальные факты истории, оказывается в положении особом: давно прошедшее он должен сделать сегодняшним,  в былое он обязан вдохнуть живую реальность. Вне героя, который шёл бы сквозь пласт истории, труд писателя обречён, но такой герой у Семёнова есть – Штирлиц. Писатель проводит его сквозь грозные годы революции в романах «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен», затем мы видим Исаева – Штирлица во время гражданской войны в Испании и участие его в событиях тревожных весенних дней сорок первого года, когда Гитлер начал войну против Югославии в романе «Альтернатива». Мы встретимся со Штирлицем в Кракове в романе «Майор Вихрь», мы будем следить за его опаснейшей работой  в те «семнадцать мгновений весны», которые так много значили для судеб мира в последние месяцы войны. И, наконец, мы вновь встретим Максима Максимовича Исаева через двадцать лет, когда он вернулся к мирному труду учёного и журналиста, но жизнь вновь столкнула его с  последышами гитлеризма, с теми, кто делает «бомбу для председателя».
       Через судьбу Исаева-Штирлица прослеживаются скрытые пружины важнейших исторических событий. Судьба Исаева – одна из миллионов судеб тех, кто внёс свой вклад в великий подвиг советского народа, спасшего мир от коричневой чумы.
Образ Исаева-Штирлица – собирательный: в нём угадываются черты Николая Кузнецова, Рихарда Зорге, Льва Маневича, Рудольфа Абеля. Именно поэтому «Альтернатива» словно бы рождена замечательными словами, звучащими клятвой: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
       Многие произведения Юлиана Семёнова  были экранизированы. Но самым известным стал фильм «Семнадцать мгновений весны», благодаря прекрасному сюжету, выдающейся игре актёров и особенно В. Тихонова в роли Штирлица и, конечно, работе режиссёра Т. Лиозновой.
       В 1986 году Юлиан Семенов стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором издания «Детектив и политика». Он был создателем, редактором и автором альманаха «Совершенно секретно» и одноименной телепередачи. Умер писатель в 1993 году.

Произведения Ю. Семёнова вы можете взять в отделе художественной литературы   ауд. 311, к. А

Реклама