155 лет  произведению С. Т. Аксакова «Семейная хроника»

 

    Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог – таким вошёл в сердце русского читателя автор «Семейной хроники».
     В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место. Прочитав однажды в журнале отрывок из «Семейной хроники», Чернышевский заметил, что в ней «много правды», что «правда эта чувствуется на каждой странице».
     С. Т. Аксаков – трудный для осмысления художник. Да и творческий путь его – одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Это был  мучительно долгий, трудный процесс вызревания реалистического таланта писателя. 
     Начинал Аксаков с театральной критики и к 20-м годам в его статьях начинает пробиваться пытливая острая мысль, знаменовавшая начало пути, который много лет спустя привёл писателя к вершинам реалистического искусства.
     Имя Аксакова стало известным всей читающей России в конце 40-х годов, то есть когда жизнь писателя приближалась к шестому десятку. Находясь в своём имении Абрамцево, Аксаков пишет книгу «Записки об уженье», в которой описание большого количества различных видов рыб сочетается с глубоким проникновением в жизнь природы. Книга неожиданно даже для самого автора приобрела очень широкую аудиторию и заставила Россию заговорить об Аксакове как о крупном художнике.
    Успех этой первой книги побудил Аксакова написать другую, она называлась «Записки ружейного охотника». Для писателя охота – это состязание человека с природой, в котором победителями оказываются разум, воля, упорство, выучка. Звери, птицы в представлении Аксакова – не мишень для охотничьего ружья, но большой, многосложный мир, в который должен проникнуть пытливый ум человека. Охота – это воспитание человека. Главное в охоте не выстрел, в результате которого замертво падает зверёк или птица, но радость общения с природой, поэзия познания, борьбы и победы. «Такой книги у нас ещё не бывало», — писал Тургенев автору «Записок ружейного охотника». Затем вышло ещё одно произведение  Аксакова «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», завершившее весь охотничий цикл.
   Охотничья трилогия Аксакова явилась важным этапом в становлении его реалистического искусства. Поэтическое изображение природы расширило горизонты писателя и подготовило к художественному исследованию человека.
    Работе над «воспоминаниями прежней жизни» были посвящены последние десять лет жизни Аксакова. Обширный замысел осуществился в трёх произведениях: «Семейной хронике», «Детских годах Багрова-внука» и «Воспоминаниях».  Все три произведения внутренне между собой связаны. Наиболее значительными являются «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».
    В этих книгах перед нами раскрывается  история трёх поколений семьи Багрова, то есть Аксакова. Когда писалась «Семейная хроника», многие старые члены семьи были ещё живы, и автору, по словам его сына Ивана Аксакова, не хотелось оскорблять их родственного чувства различными теневыми обстоятельствами своих воспоминаний. Вот почему действительные имена некоторых персонажей, а также географические названия были заменены вымышленными.  Впрочем, едва только «Семейная хроника» вышла из печати, современная критика тотчас же  установила полную идентичность литературных персонажей с их реальными прототипами.
    Оба центральных произведений Аксакова основаны на абсолютно достоверном историческом материале. Писатель рассказывает историю и предысторию своей жизни.
    «Семейная хроника» написана на материале семейных преданий, изустных рассказов матери и отца. В ней вырисовывается широкая панорама помещичьего быта.  Повествование начинается с момента переселения семейства Багровых из Симбирской губернии в новое уфимское поместье. Со всем скарбом, с чадами и домочадцами, со ста восемьюдесятью крепостными крестьянами, насильно оторванными от своих насиженных мест, переезжает Степан Михайлович на новые, выгодно купленные земли: «…нагрузив телеги жёнами, детьми, стариками и старухами…нагромоздив необходимую домашнюю посуду, насажав дворовую птицу на верхи возов и привязав к ним коров, потянулись в путь бедные переселенцы, обливаясь горькими слезами, навсегда прощаясь с стариною, с церковью, в которой крестились и венчались, и с могилами дедов и отцов». С абсолютным бесстрастием рисует Аксаков картины помещичьего произвола. Припадки гнева Степана Михайловича, во время которых достаётся и дворовым и членам семьи, расправа над девушками, учинённая Ариной Васильевной в перерывах между побоями мужа, буйные подвиги Куролесова – всё это отдельные элементы той большой и страшной картины «тёмного царства», которую нарисовал Аксаков.
     Людей из народа писатель изображает с симпатией и душевностью, но односторонне. Все они кротки, терпеливы, мученически несут свой крест и никогда не поднимают голос протеста против трагических условий своего существования. И всё же книга Аксакова проникнута искренней любовью к простому народу, а картина изображаемого им  крепостнического быта необыкновенно пластична и выпукла.

  С произведениями  С.Т. Аксакова вы можете ознакомиться в
отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А

Реклама