28 ноября – 130 лет со дня рождения Стефана  Цвейга, австрийского писателя

С. Цвейг родился и вырос в Вене, в состоятельной буржуазной семье, получил прекрасное образование, рано стал известен как писатель. В тридцать лет его слава перешагнула границы стран немецкого языка и довольно быстро сделала его заметной фигурой европейской и мировой литературы. Вдумчивый и честный художник, Цвейг всем своим творчеством отстаивал гуманистические идеалы.

В самом начале литературной деятельности Стефан Цвейг пробовал силы в поэзии, драме и романе. Ранние произведения несли на себе отпечаток различных влияний: символизма, импрессионизма. Но уже и в это время  вполне явным становится тяготение Цвейга к реалистической манере письма, наиболее ярко проявившейся в новеллистике раннего периода. Выступая в защиту мировой культуры от зарождавшегося фашизма, Цвейг в 20-х гг. начал писать биографические очерки, в основном о великих людях прошлого. Эти работы в 1920-1928 гг. он объединил под общим названием «Строители мира». После того, как Австрия была оккупирована фашистской Германией, Цвейг эмигрировал сначала в Англию, потом в Южную Америку, где покончил жизнь самоубийством.

Одним из любимых жанров писателя были рассказы и новеллы. Внешние события служат в новеллах лишь поводом или толчком для развития или поворота психологической интриги. Сюжетное напряжение определяется не динамикой действия, а умелой передачей душевных движений героев, тонким и точным анализом их внутреннего состояния. Многие новеллы построены на изображении психологического конфликта, нагнетаемого постепенно и с большим мастерством. «Амок», «Письмо незнакомки», «Незримая коллекция», «Эпизод на Женевском озере» и многие другие новеллы и рассказы демонстрируют знание Цвейгом человеческой психологии.

В творчестве Стефана Цвейга не менее важное место отводится историческим произведениям: «Подвиг Магеллана» — книга, описывающая эпоху великих географических открытий. В центре повествования – Магеллан, человек огромной воли, дерзновения и мужества. Совершив невероятное по трудности плавание, он делает великое географическое открытие. Цельный и яркий образ Магеллана – одна из самых больших творческих удач Цвейга.

В двенадцати исторических миниатюрах, объединённых одним названием «Звёздные часы человечества», Цвейг использует наиболее значительные эпизоды новейшей истории: трагедия маршала Груши, опоздавшего на поле битвы, что определило участь армии Наполеона при Ватерлоо, «звёздный час» Гёте: рождение удивительного стихотворения, в котором поэт выразил скорбь и величие своей последней любви, трагическая судьба генерала Зуттера, открывшего Калифорнию и ставшего жертвой «золотой лихорадки», образ Достоевского, ожидающего казни, покорение Южного полюса капитаном Скоттом и его спутниками  18 января 1912г. и узнавших, что их опередил Амундсен. Исторические миниатюры Цвейга совершенны по композиции, стилю и языку, одни из них построены как эпический рассказ, написанный прозрачной прозой, другие – как драматические сцены или изложены в стихах.

Цвейга влекла не просто острота и интенсивность человеческих чувств. Он был гуманистом, последовательно утверждающим своё кредо. Выделяя противоречивость развития истории, извечную расщепленность человеческой культуры, он всегда защищал свободу, разум, гуманизм от деспотии  и насилия. «Все бледные кони Апокалипсиса проскакали через мою жизнь, — писал Цвейг, — революции, голод, инфляция, террор, эпидемии, эмиграция…Нам пришлось увидеть войны, концентрационные лагеря, пытки, ограбление и массовые бомбёжки беззащитных городов…Для нашего поколения не существовало, как для прежних, возможности спрятаться, поставить себя в стороне от событий. Не было страны, куда можно было бы бежать, не было покоя, который можно было бы купить, всегда и всюду настигала нас судьба и втягивала в свою ненасытную игру».

 

Собрание сочинений и отдельные произведения С. Цвейга вы можете взять в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А

Реклама