12  декабря – 190 лет со дня рождения Гюстава Флобера,  французского писателя

 

 Сын хирурга, главного врача руанской больницы, Гюстав Флобер родился в 1821 году; его детство и отрочество совпали с расцветом романтизма; с одиннадцати лет он редактирует лицейский журнал и пытается сочинять. Он обращается ко всем жанрам типичным для романтизма и прежде всего «неистового», склонного к гротеску, фантастике, эмоциональной напряжённости, лиризму. В пятнадцать-семнадцать лет он автор набросков «Чума во Флоренции», «Танец мертвецов» (поэма в прозе) и большой рукописи «Мемуары безумца», в которых безумец мудр, и Земля «идиотически вращается во вселенной уже столько столетий, не делая ни шага вперёд». В восемнадцать лет сочиняет большую байроническую драматическую мистерию «Смар»,  в которой участвуют Сатана и Смерть.

В романе «Воспитание чувств» (1845-1846), не имеющем ничего общего с одноимённым романом, написанным в 1864-1869 годах, проявились проницательность ума двадцатичетырёхлетнего Флобера и его глубокое понимании современности. В это время в его творчестве произошёл скачок от «неистового» романтизма к реалистическому повествованию в субъективной форме – от первого лица.

  В основе романа главный вопрос, разрешаемый французской литературой XIX века: что выбрать – полное приятие или неприятие буржуазной иерархии жизненных ценностей, буржуазного прогресса, практической деятельности буржуазии?  Эту проблему решают молодые герои романа — практичный и несколько тщеславный Анри и застенчивый, гордый и ироничный Жюль.

Анри делает карьеру в Париже, ему предстоит богатый великолепный брак, а Жюль остаётся в провинции, его жизнь заполнена трудами и раздумьями «в ней нет развлечений… она кажется суровой и трудной…но изнутри она великолепна освещена магическим светом, страстным пыланием…». Это позиция интеллектуального аристократизма художника; она уже и у самого Флобера, это «страстное пылание» творческого труда и есть жизненное кредо самого писателя.

 В 1848-1849 годах Флобер написал «Искушения святого Антония» — философскую драматическую поэму в прозе, которую заново переписал в 1872 г. Потребность противопоставить своё пантеистически-материалистическое мировоззрение, свой культ научного знания религиозной мистике и схоластике всех верований и ересей всю жизнь диктовала ему эту усложнено символистскую интеллектуальную драматическую поэму. То был его ответ на всё растущее во второй половине XIX века влияние клерикалов.

В облике Гюстава Флобера почти легендарны черты героической самоотверженности в творческом труде, преданности призванию. Прикованный к столу страстной жаждой совершенства, он с небывалым упорством добивался точного выражения мысли и чувства, выбирал незаменимые и полнозвучные слова.

 Самый знаменитый роман «Госпожа Бовари» Флобер начал писать в 1851 году и работал над ним четыре года и восемь месяцев. Замысел романа вырос из желания, как сказал Флобер Э. Гонкуру, «воссоздать серый цвет заплесневелого существования мокриц» — цвет «посредственности» эпохи и мещанского драматизма слабости.  «Посредственность» играет и роль Рока в этой драме.  Против жизни цвета плесени по-своему восстаёт Эмма Бовари и это возвышает её над средой. Вот почему Бодлер в статье о романе назвал её образ «героическим». Но трагическая ирония образа в том, что её «бунт», её протест – того же цвета посредственности и пошлости, как и отвергаемый ею мещанский образ жизни.  Флобер нередко обращается к интенсивности гротеска, изображая суррогат духовного голода Эммы – её зависть к роскоши и страстям парижанок. По мнению Э. Гонкура, зависть – главная «болезнь» всей буржуазии, сверху донизу.

 Удивительно в романе искусство Флобера гармонично выразить многое скупо отобранными деталями. «Деталь – ужасная штука…Ожерелье состоит из жемчужин, но держится оно на нитке…». В «Госпоже Бовари» «нитка» — тема «посредственности» эпохи, чувств Эммы.

 В 1861 году Флобер закончил другой не менее знаменитый роман «Саламбо». Флобер обратился к исторической теме, чтобы отдохнуть от «Госпожи Бовари» и современности, но «Саламбо» — это прежде всего великолепная проза. Флобера увлекла задача – конкретно, пластично воссоздать неведомое, в сущности, далёкое прошлое – храм Молоха, толпу на улицах древнего города, буйных наёмников, от которых зависим Карфаген, ослабленный соперничеством его правителей. «Саламбо» производит впечатление сюиты массивных бронзовых барельефов, на которых реалистической фантазией автора запечатлены неистовые страсти и дикая энергия людей, исчезнувших в глуби веков.

 8 мая 1880 года Флобер внезапно умер, оставив в наследие великолепные произведения. Торжество антибуржуазного интеллектуализма и новой реалистической пластичности в творчестве Флобера  навсегда осталось достижением мировой культуры.

  Произведения Г. Флобера находятся в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама