285 лет произведению Дж. Свифта «Путешествия Гулливера»

 

«Путешествия Гулливера» мы все знаем с детства, но это не совсем тот «Гулливер», которого написал Джонатан Свифт. Мы читаем его, как правило, в сокращённом виде или даже в пересказах, в которых сохранены главным образом удивительные и забавные приключения героя в стране лилипутов и великанов, и воспринимаем книгу как занимательную и волшебную сказку. Очень немногие обращаются к этой книге в зрелые годы, и она навсегда остаётся в нашей памяти книгой для детей, а её автор – занимательным рассказчиком и юмористом.

Между тем Свифт в зрелые и поздние годы жизни – фигура трагическая и в литературе Англии и в её общественной жизни, и сатира его чаще мрачна. Он сам называл свой смех жестоким, и книгу свою он адресовал в первую очередь читателям взрослым. Свифт прежде всего политический сатирик, его жизнь, суждения и творчество неотделимы от социально-политических, национальных и религиозных конфликтов его времени, и вне этого контекста едва ли можно понять его творчество.

Джонатан Свифт жил в эпоху Просвещения, но категорически отвергал столь распространённые в то время абстрактные рассуждения о человечестве и человеческой природе и её свойствах вообще, как и всякие попытки характеризовать нации или профессии в целом и даже с присущей ему непримиримой резкостью утверждал, что ненавидит их. В оптимистическом хоре моралистов, философов и писателей английского Просвещения голос Свифта звучал диссонансом, и постепенно за ним утвердилась репутация человеконенавистника. Однако на самом деле это совсем не так. Да, Свифт не льстил людям, он предостерегал их от самообольщения, он видел, как часто бессилен бывает разум в борьбе с человеческими страстями, с демонами насилия и ненависти, и считал своей целью не развлекать, а бичевать с суровой и предостерегающей требовательностью.

Поначалу «Путешествия Гулливера»  похожи на забавную сказку. Постепенно, однако, тон повествования становится более серьёзным, и в конце читатель уже отлично понимает, что речь идёт о самом главном – о природе человека и общества. Эта книга – притча, иносказание. Читатель быстро догадывается, что Лилипутия  похожа на Англию, враждующие там партии подобны тори и вигам, остроконечники и тупоконечники напоминают католиков и протестантов, король лилипутов – это Георг I, а принц – принц Уэльский.

Политический смысл «Путешествий Гулливера» не вызывает никаких сомнений. Свифт не приемлет политического строя, в котором вся власть сосредоточена в руках одного человека, не менее тиранической является, в его глазах, власть небольшой кучки (олигархия). Писатель показывает, что такая власть рождает раболепие нижестоящих по отношению к вышестоящим и что там, где решение важнейших вопросов жизни государства зависит от одного или нескольких человек, открыты величайшие возможности для прихоти, каприза и произвола, наносящих большой ущерб стране.

Сатира Свифта имеет не только историческое значение. Она не привязана к одному лишь периоду и к одной стране. Свифт пригвоздил к позорному столбу всякую власть, подавляющую народ. Особенно язвительной становится сатира, когда автор обличает полицейский режим и создаваемую им атмосферу всеобщей подозрительности и слежки.  В стране лилипутов сам Гулливер становится жертвой такого рода преследований. Когда же он посещает Великую академию в Лагадо, то рассказывает одному из профессоров о королевстве Трибниа, где «…большая часть населения состоит сплошь из разведчиков, свидетелей, доносчиков, обвинителей, истцов, очевидцев, присяжных, вместе с их многочисленными подручными, находящимися на жалованье у министров и их помощников. Заговоры в этом королевстве обыкновенно являются махинацией людей, желающих укрепить свою репутацию тонких политиков, вдохнуть новые силы в одряхлевшие органы власти, задушить или отвлечь общественное недовольство». Иначе говоря, заговоры эти мнимые, и организуются они властью и полицией.

Суждения Свифта о государственном строе основаны на глубоком знании его изнутри. Он не сторонний наблюдатель, а человек, долгое время сам принимавший участие в работе этого механизма. Как видим, выводы, к которым он пришёл, весьма печальны. И в то же время книга Дж. Свифта  «Путешествия Гулливера» — свидетельство его активного желания противостоять злу, и пока в мире существует насилие и несвобода, пока унижается человеческое достоинство и ставятся препоны его мысли, книга Свифта будет необходима.

Если Вы, уважаемый читатель, возьмёте и перечитаете полную версию знаменитой книги Дж. Свифта, мы уверены, что Вы найдёте много нового, интересного и полезного. Взять «Путешествия Гулливера» можно в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А

 

 

 

 

 

Реклама