23 января -180 лет со дня рождения Эдуарда Мане, французского художника-импрессиониста.

 У лучших мастеров, вошедших во французскую культуру в 60 — 80-е годы XIX столетия, при всей яркости творческой индивидуальности каждого, неповторимости мироощущения, видения, характера, было нечто общее: непонимание и неприятие их современным обществом, И тут умному, тонкому, сдержанному, деликатному Эдуарду Мане суждено было принять на себя самые жестокие удары.

Новое поколение художников «батиньольцев» (импрессионистов) вознамерилось обратиться к жизни сегодняшнего города, к бытию людей в той специфической, пока ещё совсем не освоенной живописью городской среде и уже с этой «городской точки зрения» оценить жизнь остальной природы в её изменчивых, временных состояниях. Это новое поколение хотело не только познать новое – оно хотело видеть по-новому. Оно готовило и совершало революцию в складывающейся веками системе живописных методов. И тут общество, включая и официальных лиц, и рядового зрителя, и критиков объявило ему войну. До сих пор это стабильное и ещё не достигшее преклонных лет буржуазное общество видело себя со стороны только благодаря литературе. Изобразительное же искусство пыталось познать его главным образом через графику. Чаще хроникально-светскую, описательную, реже – сатирическую, ещё реже – отстранённо-аналитическую. Задача нового поколения состояла в том, чтобы найти пути в не изведанную ещё живописью область – современную жизнь.

Уже с первых шагов стало ясно, что широкая публику не способна разделить с художниками радость нового этапа в познании мира и всех связанных с этим открытий молодой живописи. Однако признать свою беспомощность общество это категорически отказалось. Поэтому травля Мане и «батиньольцев» объясняли как реакцию на эпатаж, хулиганство, оскорбление эстетических чувств зрителей нарочитым живописным оригинальничаньем, не имеющим ничего общего с высоким искусством.

Приобщение Мане к профессиональному искусству началось с 1850 года, когда он попал в мастерскую Кутюра. Освоив за два-три года метод Кутюра, Мане обратился к изучению старых мастеров. Его интересовали  в первую очередь великие венецианские колористы. Так возникают копии с полотен Тициана и Тинторетто. Но параллельно внимание Мане приковывает его старший современник – Делакруа. Мане много путешествует по Западной Европе, продолжая «музейное образование». На смену венецианцам пришли испанцы, голландцы и фламандцы. Изучив опыт великих мастеров европейской живописи XVII века, Мане отваживается на первое и достаточно самостоятельное произведение, надеясь дебютировать им перед парижской публикой.

В «Любителе абсента» (1858-1859) Мане создаёт новый образ «маленького», одинокого, безымянного человека, коротающего затянувшийся «досуг» в компании с бутылкой вина, — образ, который надолго вошёл во французскую поэзию и живопись. Одновременно с «Любителем» Мане создаёт диаметрально противоположный образ: доверчиво приближённого к зрителю «Мальчика с вишнями».

В этой работе Мане открывает тот позитивный идеал, который пронесёт до конца дней: подкупающее обаяние юности, непреходящую красоту щедрой природы, вечно возрождающейся в её цветах и плодах.

1862 год стал для Мане годом важнейших и принципиальных открытий, подводивших к процессу их отбора, обобщения и дальнейшего развития. Это-то и легло в основу двух больших холстов, законченных в 1863 год: «Завтрака на траве» и «Олимпии». Бескомпромиссная зоркость восприятия художником человека, соприкоснувшегося с природой и ощутившего невозможность слиться с нею, обусловила и соответствующее решение картины. Группа отодвинута в глубину: чистые, цветом прочувствованные силуэты визуально ещё уменьшаются и мельчают, образуя игру плоскостных цветовых пятен.  Уязвимость живописи «Завтрака» — в отсутствии пленэрного единства, в разграничении на две световоздушные зоны: главной, где абрисы фигур ясны и замкнуты, и второплановой с её растворяемостью цветового мазка в солнечном сиянии, сверкающем во влажном отражении реки.

Создавая «Олимпию», Мане мог повторять строки из стихотворения Бодлера «Рыжей нищенке»:

Что же? Пускай без иных украшений,
Без ароматов иных и камений
Тощая блещет твоя нагота,
О, красота!

 30 апреля 1883 года Мане скончался, оставив около двухсот картин, акварели и пастели, более 20 офортов, несколько литографий и рисунков. Его произведения всегда откроют непредвзятому зрителю прекрасный поэтичный мир, исполненный сознательно гуманного отношения к людям.

  Альбомы репродукций полотен великого художника-импрессиониста  и произведения о жизни и творчестве Эдуарда Мане вы найдёте в отделе научной литературы, ауд. 176 гл. к.

 

Реклама