31 января — 215 лет со дня рождения Ф. Шуберта, великого композитора

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощённый физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат – только три. В своей неудовлетворённостью жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворённость и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве – в романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.

Шуберт родился в семье, где очень любили музыку, часто устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, братья на разных инструментах.  С раннего детства Франц Шуберт играл на скрипке и фортепиано, а ещё он обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре трудные сольные партии. В одиннадцать лет Шуберта отдали в школу подготовки церковных певчих. Там он познакомился с симфоническими произведениями различных жанров, квартетами, вокальными сочинениями. Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения – фантазия для фортепиано, ряд песен. Процесс сочинения настолько захватил его, что он бросил школу и целиком отдался музыке.

28 октября 1813 года он закончил свою первую симфонию ре-мажор. Три года Шуберт работал помощником учителя и сочинял. Именно в эти годы школьной каторги им создано поразительное множество произведений. Только за 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианных сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь».

 «Маргарита за прялкой» — монодрама, исповедь души. «Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.

Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. Он работал систематически, изо дня в день.  «Я сочиняю каждое утро, когда кончаю одну пьесу, я начинаю другую», — признавался композитор. В отдельные дни он создавал до десятка песен. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать её. Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства. А сделав это, пошёл дальше – насытил песенностью камерную музыку – квартеты, квинтеты, — а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, — миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим – дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, — лирико-романтическую симфонию. Её мир – это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком.

Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. «Прекрасная мельничиха» — вдохновенное творение, озарённое нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств.

При жизни композитора его произведения исполнялись редко. У него не было ни больших средств, ни влиятельных друзей. И всё же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Большую роль здесь сыграл выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора.

За год до смерти Шуберт написал цикл песен под названием «Зимний путь». Он писал о безысходной тоске, о страдании, о мучительной боли души. «Зимний путь» — это хождение по мукам и лирического героя и автора. Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердце. Тонкая нить, сотканная художником, соединила незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей.

На скромном памятнике Шуберту написано надгробное слово известного поэта того времени Грильпарцера:

Здесь музыка похоронила
Не только богатое сокровище,
Но и несметные надежды

 Сведения о жизни и творчестве  Ф. Шуберта  вы найдёте  в книге «Сто великих композиторов» в читальном зале, ауд. 176, гл. к.

 

Реклама