20 февраля — 160 лет со дня рождения Н. Г. Гарина-Михайловского,  русского писателя.

 В литературу Николай Георгиевич Михайловский явился зрелым сорокалетним человеком. Шёл 1892 год, позади был почти 15-летний период работы инженером-изыскателем и строителем железных дорог; впереди был 15-летний путь писателя. В сорок лет Михайловский стал писателем и неожиданно – известным. Он выбрал себе псевдоним в честь сына Георгия (по-домашнему — Гаря).

Две вещи принесли начинающему писателю известность, славу, уважение передовых читателей всей России: очерки «Несколько лет в деревне» и повесть «Детство Тёмы». В очерках Михайловский написал «историю своего трёхлетнего хозяйствования в деревне». В самарской глуши писатель с семьёй купили имение Гундуровку возле одноимённой деревни. Писателя до глубины души поразил факт, что из пятидесяти семей – пять кулацких дворов, остальные беднее бедного. Вот поле деятельности для сердечного, горячего, умного хозяина: повернуть по-настоящему труженика к земле, научить грамотно её обрабатывать, поднять культуру деревни, возродить общинный дух, школу устроить.…Войной – самой беспощадной – ответили кулаки на все нововведения: при пассивности, воспрянувшей было бедняцкой массы, принялись жечь помещика-доброхота. И не очень прятались, суд ничего не изменил – почти разорённые, Михайловские уехали из деревни, которой отдали три счастливых и горестных года.

В разгар пасхи 1891 года к Михайловским приехал известный писатель К. М. Станюкович с известием, что очерки «Несколько лет в деревне» вызвали большой успех среди передовых литераторов и попросил ещё что-нибудь для печати. Михайловский достал главы «Семейной хроники» — «Детство Тёмы» и прочитал. Станюкович слушал чутко и по окончании объявил, что хочет стать крёстным отцом новоявленного литератора. Так инженер Михайловский ступил на стезю писателя-профессионала. Для начинающего писателя литература  не была самоцелью, но средством активного воздействия на жизнь, нерасторжимо с литературой взаимосвязанной.  Что бы ни делал этот «талантливый, неистощимо бодрый человек» (М. Горький), отмечалось размахом, глубиной идей, верностью коренным интересам страны и её народа, сверенностью с передовыми запросами общества.

Почему «Несколько лет», повествование о крушении идеалов, провале прекраснодушных затей, вовсе не пессимистичны? Гарин создаёт яркие, высвеченные авторским внимание и симпатией образы умных, ищущих справедливости и правды людей и таковы в очерках лучшие представители князевской бедноты.  Автор мастерски раскрывает в авторской речи, диалогах и монологах персонажей прозорливость, социальную позицию лучших представителей крестьянства, осознавших свои права в отношении новоявленных помещиков, пусть самых добрых и обуреваемых самыми благородными намерениями. Мужицкая жизнь, показывает писатель, несовместна с любым барским реформаторством. К  очеркам «Несколько лет» примыкает, им наследует целый цикл «деревенских» произведений писателя. Создавал он их на протяжении всего творческого пути. Часть вещей вошла в переизданный в 1899 году том очерков и рассказов под характерным названием «Деревенские панорамы».

Самыми известными произведениями и наиболее читаемыми являются произведения составляющие тетралогию: «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры». Основной стержень тетралогии составляют поиски главного героя, его трудный и сложный путь к идеалу. Этот герой – ищущий, честный, горячий, заблуждающийся – грязь не липнет к нему, семья, общество не сумели сделать из него законопослушного, нерассуждающего, глухого к живой, пульсирующей жизни обывателя. При всех симпатиях к героям народничества он осознал их неспособность изменить общественный уклад. Он выбрал себе путь деятельной трудовой практической жизни. Пошёл туда, где для него «путь открывался для широкого творчества». Уже сам характер и масштабы его деятельности инженера, труд, сопряжённый с полной самоотдачей и нередко с героизмом, устремлённость его работы в будущее, — всё это благотворно влияло на преобразование характера героя, связывало его с новым временем, где один из путей вёл к преодолению экономической, социальной отсталости страны и требовал полного приложения сил на этом поприще.

Революция 1905 года застала писателя в Маньчжурской армии, где он писал и посылал корреспонденции в московскую газету «Новости дня», умер Гарин вскоре после возвращения из армии  27 ноября 1906 года.

С произведениями Н. Г. Гарин-Михайловского вы можете познакомиться в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама