В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта.

«Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание». Этот День, считает ЮНЕСКО, призван послужить созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана, про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.

Из богатого наследия III- Iвв. до н.э. эпохи «александрийской» литературы  до нас дошла очень незначительная часть и то благодаря тому, что александрийской поэзией увлекалась римская литературная молодёжь I века до н. э. и  Iвека н. э., то переводившая некоторые её произведения на латинский язык, то – чаще – подражавшая им и – вольно или невольно – воспроизводившая и отражавшая в своих собственных произведениях её характерные черты.

Коль хороши мои песни, то славу уже мне доставят
Даже и те лишь одни, что доселе мне Муза внушила.
Если ж не сладки они, то зачем же мне дальше стараться?

                                                                      (Бион)

Милая Муза, кому несёшь ты плоды этих песен?
     Кто свивает в венок славных певцов голоса?…

                                                                 (Мелеагр)

Культура Возрождения, развивавшаяся в разных странах Европы на протяжении длительного периода – с конца XIII  по начало XVII столетия, ознаменована величайшим расцветом сонетной формы. Важнейшая особенность Возрождения – его переходный характер. Сохраняя ещё разнообразные связи со средневековой культурой, Ренессанс вместе с тем знаменует новый этап в истории европейской культуры.

Камоэнс, знаменитый португальский поэт, – один из великих сонетистов эпохи Возрождения. Наиболее характерно для лирики поэта то сложное и трагическое чувство, которое португальцы называют saudade  и которое на русский язык одним словом не переведёшь, ибо в нём есть и меланхолия, и тоска, и томление по несбыточному, и воспоминание о былом… 

 

 

Порой Судьба надежду мне даёт,
Что скоро я утешен буду ею,
И я при этой мысли так пьянею,
Что всё во мне и пляшет и поёт…

Влекомы ветром, сквозь морские дали
Несите, волны, боль мою туда,
Где скрылась та, что, скрывшись без следа,
Не может утолить моей печали…
                              (Камоэнс)

Одним из самых ярких русских поэтов начала 20 века по праву считается Сергей Есенин. Его поэзия кажется сотканной из красок и звуков самой природы, в ранних стихах крестьянская Россия, ещё не потревоженная грозными событиями, утопает в мягкой тишине, в патриархальности.

Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака…
            (С. Есенин)
В стихах Есенина – вся жизнь, со всеми её поворотами, ухабами и взлётами, но душевная чистота и искренность никогда не оставляли поэта. На всём его пути горела одна заветная звезда: Родина!

Край любимый!  Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…
                         (С.Есенин)

Один из самых значимых поэтов конца 20 столетия, лауреат Нобелевской премии по литературе, Иосиф Бродский в своих поэтических произведениях отражал трагизм бытия и духовный кризис современной культуры и ситуацию, в которой оказалось человечество на исходе второго тысячелетия после Рождества Христова:

Новые времена! Печальные времена!
Вещи в витринах, носящие собственные имена,
делятся ими на
те, которыми вы в состоянии пользоваться, и те,
которые по собственной темноте,
вы приравниваете к мечте…
                             (И. Бродский)

В своей Нобелевской лекции поэт писал: «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторений этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».

сорвись все звёзды с небосвода,
исчезни местность,
всё ж не оставлена свобода,
чья дочь – словесность.
Она, пока есть в горле влага,
не без приюта.
Скрипи, перо. Черней, бумага.
Лети, минута.
                      (И. Бродский)

Если Вы, уважаемый читатель, любите поэзию, приходите в отдел художественной литературы, ауд. 311, к. А. и Вы найдёте произведения своих любимых поэтов на книжных полках.

 

 

 

Реклама