Всемирный день театра – интернациональный профессиональный праздник всех работников театра, отмечаемый 27 марта. Этот международный день традиционно проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». «День театра» — профессиональный праздник работников театра: актёров, режиссёров-постановщиков, светотехников, звукорежиссёров и монтировщиков декораций, а также билетёров и гардеробщиков – ибо, как ещё 23 января 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…» Эта цитата, со временем трансформировалась в крылатую фразу : «Театр начинается с вешалки», которая подразумевает то, что в театре нет второстепенных ролей и профессий. Для любителей театрального искусства «День театра» также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия, различные театральные фестивали, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры новых спектаклей.

Позвольте, уважаемый читатель, представить Вам одного из самых известных авторов сказок для театра – Карло Гоцци. В 1760 году Гоцци написал свою первую театральную сказку «Любовь к трём апельсинам» и затем еще девять сказок для театра. Гоцци сумел вложить в свои театральные сказки очень многое, вплоть до религиозных и моральных чувств (наряду с философской и литературно- театральной полемикой). Окружающая реальность вошла в чудесный мир сказок Гоцци, стала там предметом сатиры, пародии, эпиграммы, облачившись в фантастические одежды, что никак не мешало зрителю узнавать и конкретные личности, и персонофицированные идеи. Театральная сказка для Гоцци – способ преобразования в чувственные аллегории страстей, идей, словом, всего того, что его интересует и волнует. Стихи, проза, итальянский язык и венецианский диалект сплетаются в этой игре для наиболее полного самовыражения. Замечательно в театральных сказках то, что полемика с современниками не является у Гоцци плодом «ума  холодных наблюдений», но облекается в чувство, плоть, выдумку.

«Король-олень» — третья сказка Гоцци, он написал её в 1762 году. В ней продолжаются поиски трагикомического сказочного стиля. Литературно-полемический момент тут вообще снимается. Роль масок сужается ещё больше, и тексты их реплик в большинстве случаев написаны автором. Сюжет сказки крайне усложнён, и разрешение его приёмами волшебных превращений не всегда мотивировано. Современная Гоцци критика отметила это свойство, хотя спектакль имел у публики огромный успех. «В ней (в пьесе) находили тысячу красот, которых я, автор, никогда в ней не замечал, — скромно пишет Гоцци. – Её считали аллегорическим зеркалом, отображающим тех монархов, которые, слепо доверяясь своим министрам, сами превращаются, благодаря этому, в чудовищные фигуры».

В этом же году Гоцци пишет ещё одну из самых известных театральных сказок «Принцесса Турандот». Здесь он отказывается от «чудесного», но вводит восточную экзотику. Фабула пьесы восходит к очень древнему фольклорному мотиву (три загадки, которые нужно разгадать под страхом смертной казни). Бытовал этот фольклорный мотив в античные времена (миф об Эдипе и Сфинксе).  Часто встречается в эпоху средневековья с другим мотивом: добывание жены. В XII веке поэт Низами использовал этот мотив в своей повести; повесть была перепечатана в сборнике «Персидских сказок», которым воспользовался Гоцци.

В России театральные сказки Гоцци  высоко оценил А. Н. Островский, а в ХХ веке Вс. Мейерхольд пропагандировал комедию дель арте в своём журнале под названием «Любовь к трём апельсинам». Начиная с постановки «Турандот» Евг. Вахтангова в 1922 году, сказки Гоцци прочно вошли в репертуар русского театра. Привлекательной в Гоцци оказалась прежде всего поэтика его сказок. В них история даётся в сказочном растворении, в них всё рождается и умирает в атмосфере чуда. По выражению профессора Франческо Флора: «Гоцци в театре XVIII века был примерно тем, чем стал Уолт Дисней для современного кинематографа; его природа очеловечивается и оживает с полной свободой в бескрайних гиперболах и аллегориях».

 С театральными сказками К. Гоцци вы можете ознакомиться в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

 

Реклама