10 апреля — 85 лет со дня рождения В. В. Липатова, русского писателя.

 В. В. Липатов родился 10 апреля 1927 года в Чите. Отец его был журналистом, а мать – учительницей. В 1952 году В. Липатов окончил исторический факультет Томского государственного педагогического института. Работал журналистом в редакции Томской областной газеты, затем  работал в Чите, Брянске специальным корреспондентом газеты «Советская Россия», с 1967 года работал в Москве специальным корреспондентом газет «Известия», «Правда», «Литературная газета». В последние годы жизни В. Липатов занимал пост секретаря правления СП СССР. Умер в 1979 году.

Первые рассказы «Самолётный кочегар» и «Двое в тельняшке» В. Липатов опубликовал в 1956 году в журнале «Юность», в 1958 году выпустил первую книгу. Наибольшую известность Липатову принесли: повесть «Сказание о директоре Прончатове», роман «И это всё о нём» (сценарий одноимённого телефильма), а также повесть «Деревенский детектив» и, созданные на её основе киносценарии трилогии о деревенском милиционере Анискине.

Проза Липатова, как правило, близка жанру производственного романа, однако в контексте советской производственной прозы его сочинения выглядели достаточно проблемными и психологически достоверными. Одним из лучших образцов деревенской прозы, свободной от идеологической нагрузки, является повесть «Ещё до войны», написанная в 1971 году, в которой с необычайной яркостью воссозданы быт и нравы сибирской деревни.

Виля Липатова всю жизнь волновали судьбы молодых и талантливых людей. В разных произведениях писатель «проигрывал» разные варианты их судеб, но итог оказывался всегда один и тот же: энергия молодости и таланта входила в конфликт с жёсткой административно-командной системой. Евгений Столетов, чья инициатива была поддержана друзьями и высмеяна райкомом, погиб «в результате несчастного случая». Кажется, что автор романа «И это всё о нём» чётко понимал: Евгений Столетов был обречён на поражение самой системой. Ещё одна драма – Игорь из романа «Игорь Саввович», молодой талант, увядший на корню в условиях порочного общества «застоя».

Последний роман, дописанный Липатовым уже в больнице «Лев на лужайке» был издан только через десять лет. Герой романа – журналист Никита Ваганов, сделавший карьеру в годы «застоя» и поневоле задаёшься вопросом, как можно было оставаться точным, правдивым и честным в те времена. Но дело в том, что Никита Ваганов точно знал, с какого уровня начинается слой «неприкасаемых», и не переходил эту невидимую социальную границу. Никита был УДОБНЫМ ПРАВДОЛЮБЦЕМ – вот в чём дело. Существовала правда большая и правда маленькая, так вот он был талантливым рыцарем правды маленькой. А вот его предтеча из повести Липатова «Выборы пятидесятого», Владимир Галдобин, тоже талантливый журналист, — тот в сталинские времена делал свою карьеру на лжи! Для Галдобина существовало только начальство и то, что угодно прочесть начальству. Правда и народ? Эти слова Галдобин презирал. Повесть «Выборы пятидесятого», написанная на последнем вздохе «оттепели» и в самом начале «застоя», когда уже нельзя было публично разоблачать сталинизм, — повесть, которая писалась Липатовым «в стол», никогда не предлагалась им к печати: ни у нас, ни за границей. Эта маленькая и простенькая вещица похожа на пластиковую бомбу, которая так и не взорвалась. Эта повестушка смелее и откровеннее в анализе нашего общества времени сталинизма, чем большой и сильный роман «Лев на лужайке» о нашем обществе времён брежневского «развитого социализма». Впрочем, время «застоя» сказалось на романе «Лев на лужайке» ещё и тем, что из него скрупулёзно убраны все конкретные приметы времени. Перед нашими глазами проходит яркая и короткая жизнь Никиты Ваганова, чуть более двадцати пяти лет, на протяжении которых он делает свою головокружительную карьеру. Мы знаем всё о том, что происходит с ним и в его душе, но мы не знаем ничего о том, что происходит вокруг него. В романе о блестящей карьере журналиста нет ни отзвука Истории! В этом – своеобразие романа, тут уже и тяжёлая печать времени, но тут и тяжёлая правда: в обществе «застоя» не происходит ничего исторического, нет движения! Нет истории общества, но есть история талантливого человека. Так видел тогдашнюю жизнь Липатов, так и показал её.

 Произведения В. Липатова «И это всё о нём» и «Лев на лужайке» вы найдёте в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама