2 мая — 110 лет со дня рождения Алана Маршалла, австралийского писателя-гуманиста.

Мужество делает ничтожными удары судьбы
                                  Демокрит  710, 158

С именем Алана Маршалла связаны пять десятилетий австралийской литературы. Ему принадлежат восемнадцать книг и примерно на столько же языков переведены его повести, рассказы, очерки и произведения для детей. У Алана Маршалла добрая слава. Секрет его обаяния в  трезвом, честном, мужественном взгляде на действительность и ощущение светлой радости бытия, в убедительности нравственного урока, преподанного не с высот морального превосходства, а как бы самой жизнью, обретающей в произведениях художника новые грани. В творчестве Алана Маршалла преобладает автобиографический элемент – писатель предпочитает опираться на непосредственно познанное и редко прячет авторское «я» под маской вымышленного рассказчика. Личный же опыт его удивителен и вызывает глубокое уважение. Мальчик, который родился в 1902 году в небольшом посёлке в семье объездчика лошадей,  шести лет  заболел полиомиелитом, и костыли стали его неразлучными спутниками. Писатель и общественный деятель, репортёр, колесивший по дорогам Австралии в фургоне, запряжённом лошадьми, и в машине с хитроумной системой ремней для управления, Маршалл вправе оглянуться на ступени, ведущие в прошлое, с гордостью: он поднимался по ним ценой огромного труда, упорства, воли. Знаний, полученных в сельской школе и коммерческом колледже, было маловато, пришлось самому восполнять пробелы. Юношу с парализованными ногами долго никто не соглашался брать на работу. Потом он был муниципальным клерком, бухгалтером, сторожем, а в свободные минуты записывал в блокнот свои наблюдения, мысли, услышанные истории – он с детства мечтал стать писателем. В 30-е годы рассказы Алана Маршалла получают премии на местных литературных конкурсах и пробиваются на страницы печати.

Плодом путешествия Маршалла по крайнему тропическому Северу Австралии,  в малоисследованных районах полуострова Арнемленд, в миссиях на побережье залива Карпентария и на островах Торресова пролива явилась книга «Мы такие же люди». Писатель подружился с аборигенами, слушал и записывал их предания, сам заслужил прозвище Гуравиллы, сочинителя историй.  Собранные Маршаллом мифы и сказки аборигенов составили книгу «Люди незапамятных времён». Литературная обработка древних легенд сделана с большим художественным тактом, сохранён архаизм мифологического мышления, но кристаллы тысячелетней народной мудрости поэтические отшлифованы. Сборники «Расскажи про индюка, Джо» и «Как ты там, Энди?» принесли признание Маршаллу-новелисту. Особенности рассказов Маршалла не в напряжённой сюжетной динамике, а в незаметном проникновении в суть того, что может показаться на первый взгляд заурядным, не достойным внимания.

С особой охотой Маршалл пишет о детях, о природе и животных – о том, что очищает душу от скверны ложного, пошлого, враждебного человеку. Наиболее известная повесть Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» автобиографическая и элемент вымысла не затрагивает в ней фактической основы. Вместо постепенно разворачивающейся пружины сюжета Маршалл выстраивает эпизоды, помещая в фокус моменты преодоления – они-то и составляют внутренний стержень повести. Алану, с его здоровым мальчишеским задором, чуждо сознание трагической исключительности «маленького калеки». Он дерётся на палках со школьным недругом, спускается в кратер потухшего вулкана, учится плавать, ездит верхом. Откуда у него берётся упорство, смелость, уверенность, что «если сам не сдашься, то тебя никогда не побьют»? Ведь в нём сидит и Другой Мальчик, «слабый, всегда жалующийся, полный страха и опасений».  Результаты, наверное, были бы иными, не окажись рядом люди, помогавшие сделать шаг вперёд. Его родители, сделавшие всё, чтобы он рос смелым и ничего не боялся «…ограждая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце», — говорит его отец. Никогда не замечала его костылей мать его лучшего друга Джо. Никогда не причитали над ним странствующие сезонные рабочие, никому не позволял оскорблять мальчика жалостью возчик, взявший его в дальнюю поездку к лесорубам. Истоки душевного тепла и мужества – в народной среде, где сами условия существования всегда требовали независимости, привычки полагаться на себя и вместе с тем готовности протянуть руку помощи тому, кто в беде.

 С произведениями А. Маршалла вы можете ознакомиться в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.