16 мая — 125 лет со дня рождения Игоря Северянина, русского поэта-модерниста, переводчика, мемуариста.

 Моя двусмысленная слава
И недвусмысленный талант…
                           И. Северянин

В этом ироническом самопризнании Игоря Северянина – намёки на его поэтическую личность. «Недвусмысленный талант» — это не только хвастовство (которого поэт не был лишён), но и действительное внутреннее ощущение, выраженное прямо и без обиняков: Северянин знал, что он талантлив и не считал нужным притворяться. «Двусмысленная слава» — это тоже серьёзно; это – ощущение изначальной противоречивости своей шумной поэтической известности. Кумир восторженной публики в предреволюционные годы, к 1930-1940 годам он оказался почти забыт.

Игорь-Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарёва, причём сам поэт писал свой псевдоним через дефис, воспринимая его как своё второе имя, а не фамилию. Имя мальчику дали в честь героического древнерусского князя Игоря Олеговича (икона этого святого хранилась в эстонском домике поэта в Тойле); приложение «Северянин» делало псевдоним близким к «царственным» именам и означало место особенной любви (как приложение «Сибиряк» в псевдониме Д. Н. Мамина). Впоследствии в восприятии публики и критики приложение «Северянин» было переосмыслено как имитация фамилии.

Родился поэт 4 (16) мая 1887 года в Петербурге. Отец его был военным инженером и дослужился до чина штабс-капитана, мать принадлежала к дворянскому роду. До девяти лет Игорь жил и воспитывался в Петербурге, в 1896 году после семейной «драмы» переехал с отцом к родственникам в Новгородскую губернию. Там, в большом имении на берегу реки Суды, в одном из живописных уголков Русского Севера, прошли отрочество и юность поэта.

Лиловый дом на берегу высоком,
Вокруг глухие хвойные леса…

Он начал писать стихи восьмилетним мальчиком. Конечно, эти первые мальчишеские и юношеские стихи были слабыми и не выдерживали никакой критики. Но они показательны как вехи творческого пути, без которых не понять становления поэта. Ещё в юности Игорь-Северянин определил своих литературных учителей и кумиров. Это яркие лирики второй половины XIXвека  А. К. Толстой и А. М. Жемчужников. Но главным поэтическим учителем был Константин Михайлович Фофанов, с которым Северянин познакомился 20 ноября 1907 года (этот день поэт потом ежегодно праздновал)  и который первым оценил его талант. Вторым стал Валерий Брюсов, который написал основополагающую статью о творчестве Северянина, в которой содержался объективный анализ его художественных принципов. Третьим крупным поэтом, приветствовавшим Северянина был Фёдор Сологуб. В 1913 году он принял участие в составлении первой большой книги Северянина «Громокипящий кубок» и написал восторженное предисловие к ней: «Появление поэта радует, и когда возникает новый поэт, душа бывает взволнована, как взволнована бывает она приходом весны». В канун первой мировой войны поэтическая слава Северянина стала «экстазной». «Эгические поэзовечера» ломились от восторженной публики. «Большими аршинными шагами в длинном чёрном сюртуке выходил на эстраду человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-крепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль приводил публику в восторг…» (Арго А. М. «Своими глазами. Книга воспоминаний»).

Очам твоей души – молитвы и печали,
Моя болезнь, мой страх, плач совести моей,
И всё, что здесь в конце, и всё, что здесь в начале,-
Очам души твоей…

Вслед за первой книгой «Громокипящий кубок»  одна за другой стали выходить новые: «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответный».  Вместе они составили первые шесть томов «Собрания поэз» Северянина, вышедшие в 1918 году. К этому времени у поэта были готовы новые сборники: «Миррэлия», «Ручья в лилиях», «Соловей», «Настройка лиры».

Кроме звёзд и Миррэлии,
Ничего в мире нет…

27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был провозглашён «королём поэзии». Второе место занял Владимир Маяковский.

Умер поэт 22 декабря 1941 года в Таллинне, где жил последние шесть лет.

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Эти строки из стихотворения «Классические розы» выбиты на могильном памятнике поэта.

Интерес к творчеству Игоря-Северянина временами  ослабевал, но никогда не исчезал окончательно: именно потому, что он был истинный поэт, «поэт с открытой душой». У него было замечательное чувство поэзии не только как формы самовыражения, но и как способа существования в мире.

Любви возврата нет, и мне как будто жаль
Бывалых радостей и дней любви бывалых;
Мне не сияет взор очей твоих усталых,
Не озаряет он таинственную даль…

Произведения Игоря-Северянина находятся в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама