22 мая -140 лет со дня рождения Тэффи (Н. А. Лохвицкая), поэтессы, писательницы русского зарубежья.

Было время, когда книги Тэффи пользовались необыкновенной популярностью. «Её считают самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно берут томик её рассказов», — писал Михаил Зощенко. К сожалению, имя этой писательницы многим из современных читателей неизвестно.

Тэффи – псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой. Родилась будущая писательница в Петербурге в семье известного адвоката, профессора уголовного права. У неё была сестра, впоследствии известная поэтесса Мирра Лохвицкая  и старший брат – Николай, ставший генералом и во время первой мировой войны командовавший русским экспедиционным корпусом во Франции. С юных лет Надежда увлекалась литературой. Среди её любимых книг – произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Д. Мережковского, поэзия Бальмонта. Ещё в гимназии сёстры начали писать стихи и мечтали стать известными писательницами. Затем Тэффи начала писать фельетоны. Очень популярный в начале века жанр привлекал публику злободневностью, полемичностью, остроумием. В годы первой революции – период легализации и расцвета политической сатиры – «революционный вихрь» захватил и Тэффи, в общем-то всегда далёкую от политики. Наиболее известно её стихотворение «Пчёлки», написанное в 1905 году.

В ту ночь до рассвета мелькала иголка:
Сшивали мы полосы красного шёлка
Полотнищем длинным, прямым…
Мы сшили кровавое знамя свободы,
Мы будем хранить его долгие годы,
Но мы не расстанемся с ним!

В эти годы Тэффи печатается во многих периодических изданиях. Персонажами её сочинений становятся « маленькие люди», задавленные жизненными обстоятельствами. Наиболее острые свои произведения писательница публикует в сатирических журналах. Она пишет сатиры на конкретных людей, работает в жанре «сказочки» и «перепева», очень редких в её творчестве, но популярных в годы первой революции.  Новый этап в творчестве Тэффи связан с «Сатириконом» — журналом, создавшим, по словам поэта Петра Потёмкина, «направление в русской литературе и незабываемую в её истории эпоху». Тэффи активно сотрудничала с этим журналом и,  несомненно, была среди тех писателей, которым «Сатирикон» обязан своей всероссийской славой. В отличие от других прозаиков, работавших в журнале, писательница редко прибегает к резкому преувеличению, к явной карикатуре. Она не стремится выдумать комическую ситуацию, а умеет найти смешное в обыденном, внешне серьёзном, с помощью незначительного заострения, малозаметной деформации подчёркивая нелепость общепринятого. Поворотным в жизни и творчестве Тэффи стал 1910 год. Выпустив отдельными книгами свои стихи и юмористические рассказы, она добилась признания не только читателей, но и критики. Первым появился сборник «Семь огней». В него вошли 39 стихотворений и небольшая пьеса «Полдень Дзохары – легенда Вавилона». Затем вышел сборник юмористических рассказов, в котором наряду с политической сатирой соседствуют бытовые зарисовки. В него вошли рассказы, написанные Тэффи в ту пору, когда она вырабатывала свою индивидуальную манеру письма. Здесь проявляются её излюбленные приёмы и появляются любимые персонажи. Рассказы «Курорт», «Дача» построены по принципу фельетонного обозрения, состоят из мелких зарисовок. Руководство «К теории флирта» — из серии миниатюр, в которых Тэффи делится «женским опытом».

Лучшие произведения Тэффи отличает предельная жизненность. Писательница не акцентирует внимание только на одной стороне событий, в её рассказах – всё «на грани» комического и драматического, всё как в жизни, где грустное нераздельно со смешным, трагедия сливается с фарсом: «Жизнь, как беллетристика, страшно безвкусна. Красивый, яркий роман она может вдруг скомкать, смять, оборвать на самом смешном и нелепом положении, а маленькому дурацкому водевилю припишет конец из Гамлета». (Тэффи Н. «Дым без огня»). В 1918 году Тэффи уезжает сначала в Киев, затем на юг, оттуда в Константинополь и, наконец, обосновывается в Париже. В эмиграции Тэффи работает в газетах, издаёт книги стихов и прозы и по праву считается одной из крупнейших фигур русского зарубежья. Скончалась Тэффи 6 октября 1952 года в Париже.

Писательница прожила долгую жизнь, перенесла все «катаклизмы» ХХ века; на её глазах совершились три русские революции, она пережила две мировые войны. За более чем пятьдесят лет литературной работы она опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов. А кроме того её перу принадлежат стихи, песни, либретто, пьесы, рецензии. Она выпустила свыше тридцати книг – прозу, поэзию и драматургию.

Предлагаем Вам, уважаемый читатель, познакомиться с небольшой частью творчества замечательной писательницы Надежды Тэффи в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.