Максимилиан Волошин

28 мая — 135 лет со дня рождения М. А. Волошина, русского поэта, критика, художника.

Максимилиан Волошин был личностью очень разносторонней: выдающийся поэт и переводчик, блестящий критик и эссеист, художник-аквалерист и философ, эстетик, искусствовед. Как человек незаурядный, он проявил себя во всём: в искусстве, в быту, в общении с людьми и даже в манере одеваться. Он был необыкновенно яркой фигурой в искусстве начала ХХ века. Человек щедро одарённый и широко образованный, наделённый творческим подходом к жизни, удивительной энергией, искренним интересом к людям и всему, что его окружало, он сумел оставить после себя яркие свидетельства о своём времени. Волошин называл ХХ век своим ровесником, хотя родился в XIX, но всё-таки временем своего подлинного, духовного рождения считал 1900 год.

 Каждый рождается дважды. Не я ли
В духе родился на стыке веков?
В год изначальный двадцатого века
Начал головокружительный бег.

 Родился Максимилиан Волошин 16 мая 1877 года в Киеве. Отец его происходил из запорожских казаков, мать – из обрусевшего немецкого рода. Семейная жизнь родителей не сложилась и в 1879 году мать поэта переезжает с ним в Севастополь. С тех пор они всегда вместе. В 1881 году они уезжают в Москву, где Волошин поступает в частную гимназию, но из-за дороговизны обучения через год переходит в казённую гимназию. Любознательный, способный мальчик учился очень плохо. Он не терпел насилия школы, а учителя относились к одарённому ученику с предубеждением. В 1893 году они с матерью переезжают в Коктебель – посёлок недалеко от Феодосии в Крыму и Волошин поступает в Феодосийскую гимназию. С 1980 года он пишет стихи, переводит, увлекается театром и декламацией, ему даже прочат театральную карьеру, но мать настаивает на поступлении на юридический факультет Московского университета, куда Волошин  и поступает в 1899 году. Однако правовые науки его не интересовали,  и Волошин покидает Москву. Его неудержимо влекла к  себе Европа. Своё первое путешествие он совершил с матерью (Италия, Франция, Швейцария, Германия), затем отправился туда вновь с друзьями. Во время путешествий Волошин делал записи о своих впечатлениях от увиденного. Во время зарубежных путешествий очертился круг историко-культурных интересов Волошина, определилась и цель жизни: посвятить себя истории искусства, бросить изучение права. Следующие несколько лет свое жизни Волошин посвящает самообразованию. Весной 1901 года вновь отправляется в Европу, слушает лекции в Сорбонне, изучает сокровища парижских музеев, не пропускает ни одной художественной выставки. Он решает стать художником. Видение художника наложило явственный отпечаток на его поэзию, почти все критики, писавшие о нём, отмечали живописность и пластичность его образов.

В дождь Париж расцветает,
Точно серая роза…
Шелестит, опьяняет
Влажной лаской наркоза.
А по окнам танцуя
Всё быстрее, быстрее,
И смеясь и ликуя,
Вьются серые феи…

Волошин был наделён огромной жаждой познания, был полон энергии и любопытства. Интересы его отличались огромной разносторонностью: литература, живопись, скульптура, театр, астрономия, биология, геология…

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить!

В 1932 году поэт скончался. Ему было только 55 лет. В литературном наследии Максимилиана Волошина осталось много автобиографических материалов: дневники, письма, проза, заметки. Многие статьи и очерки Волошина тоже можно отнести к автобиографическому жанру. В них зафиксированы события, участником и свидетелем которых он был, созданы портреты его выдающихся современников. Мы можем увидеть прошедшее глазами великого поэта и тем самым расширить рамки своего существования, продлить свою жизнь в прошлое. Как писал Волошин: «Мы заключены в темницу мгновения. Из неё один выход – в прошлое. Завесу будущего нам заказано подымать…Для человечества воспоминание – всё. Это единственная дверь в бесконечность».

С литературными произведениями М. Волошина Вы можете ознакомиться в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Оставьте комментарий