4 августа — 255 лет со дня рождения В. Л. Боровиковского, русского художника, мастера портрета.

 Боровиковский внёс в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений. Обладая виртуозной живописной техникой, Боровиковский по праву может считаться одним из лучших русских портретистов. Родился Боровиковский в Украине, в небольшом городке Миргороде в семье иконописцев. Ещё мальчиком он помогал отцу и братьям в качестве подмастерья, а затем стал писать иконы сам. Исполнял молодой художник и портреты, но в целом творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуремесленного искусства. Так бы и остался он мало кому известным иконописцем, если бы не счастливый случай. По поводу посещения императрицей Екатериной II Киева и Крыма Боровиковскому поручили оформить комнаты, в которых она должна была остановиться. Боровиковский написал два больших панно, которые очень понравились государыне. Понравились они и сопровождавшему императрицу одному из самых авторитетных ценителей Н. А. Львову. По его рекомендации Боровиковский был приглашён в Петербург и в  1787 году художник навсегда покинул Миргород. В столице жил Владимир Лукич скромно и уединённо. По совету крупнейшего русского художника восемнадцатого века Д. Г. Левицкого, с которым познакомил Боровиковского Львов, молодой художник брал уроки  у австрийского художника И. Лампи.

Начиная с конца восьмидесятых годов, основным жанром в творчестве Боровиковского становится портрет. Одна из первых работ – портрет Филипповой, жены архитектора, который проектировал Казанский собор. В 1795 году Боровиковский написал  один из самых известных своих портретов «Екатерина II на прогулке в Царском Селе». Он изобразил императрицу не как правительницу, а в домашней обстановке, нарушив тем самым традиции официального парадного портрета. Портрет Екатерины был новым словом в русском искусстве, ярко отразившем новые идеи: простота стала теперь таким же идеалом, каким раньше была пышность. После портрета императрицы члены императорской семьи и самые знатные дворяне стали заказывать художнику свои портреты. Признание Боровиковского официальными кругами Академии художеств выразилось в том, что в 1795 году он получил звание академика, а в 1802 году – почётное звание советника Академии художеств. В 1797 году Боровиковский пишет портрет Лопухиной, своё самое поэтическое произведение. «Тонко, с большой любовью и задушевностью дан нежный образ мечтательной женщины, с поразительной убедительностью раскрыт её душевный мир…В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринуждённость чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие округлые формы, нежные тона; белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зелёный фон древесной листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, — всё это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа». (А. И. Архангельская). Образ прелестной Лопухиной вдохновил  поэта Я. П. Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её не отлетела,
И будет этот взгляд
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В конце девяностых годов художник создаёт ряд официальных портретов, среди которых первым был портрет Д. П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины II, который привлёк внимание мастера блестящим умом и одарённостью. После воцарения Павла I Боровиковский написал большой портрет императора в порфире. И снова это не просто официальный портрет монарха, а изображение надменного и внутренне пустого человека. В начале девятнадцатого века в образах Боровиковского появляется больше строгости и определённости; объём приобретает большую осязательность, линия контура – чёткость, порой даже резкость. Цвет становится локальным, прозрачные зелёные тени уступают место серо-лиловым. Эти черты ярко обнаруживаются в портрете, музицирующих сестёр Гагариных, забавно сочетаясь с образами этих двух простодушных толстушек, сохранивших чувствительную жеманность, но утративших задумчивую негу. В поздних произведениях Боровиковского намечается движение в сторону чистого реализма. Как считает Н. Н. Ковалевская: «Лучшим портретом новой манеры является портрет М. И. Долгорукой, в котором художник создал образ женщины исключительного благородства, ей уже знакома не только чувствительность, но и настоящие большие чувства: в её улыбке есть горечь разочарования. Однако она умеет сдерживать свои чувства, сохраняя спокойное достоинство и самообладание. Эта гармония чувств и воли – характерная черта нового классического идеала…». К концу жизни Боровиковский пишет мало портретов и почти полностью посвящает себя религиозной живописи. Последней большой работой мастера был иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Умер Боровиковский в 1825 году. А. Г. Венецианов писал другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями…».

 Взять книги о жизни и творчестве В. Л. Боровиковского вы можете в отделе научной литературы, ауд. 176 гл. к.

Реклама