10 сентября — 100 лет со дня рождения Херлуфа Бидструпа, датского художника-карикатуриста

Херлуф Бидструп родился 10 сентября 1912 года в семье высококвалифицированного маляра, который также был художником-декоратором, а в свободное время занимался живописью. Отец, Хермод Бидструп много путешествовал, побывал в разных странах – от Фарерских островов на севере до Египта на юге. Перед первой мировой войной оказался в Берлине, там женился и там же появился на свет Херлуф.  На пятом году жизни он отправился с родителями в Данию. Когда Херлуфу шёл уже одиннадцатый год, он снова попал в Берлин. Был декабрь 1922 года. Мальчика поразило, что на каждом шагу попадались инвалиды, просившие милостыню. Тут были безногие, безрукие, слепые. В то время инфляция в Германии достигла невероятных размеров. За датскую крону можно было получить чуть ли не тысячу немецких марок. Таковы были чудовищные последствия войны. Тогда Херлуф сделал свой первый рисунок на социальную тему: «миллионеры» в Германии.

Рисовать Херлуф начал рано. Вот что он рассказывал о своих первых опытах: «Как все детские рисунки, мои домики,  человечки, деревья и лошади, естественно, вызывали улыбку. Помню, как я обиделся на своего дядю, который расхохотался над одним из моих «творений»… Позже, когда Херлуф понял, что именно способно вызвать улыбку, он сделал смех своим союзником и уже вполне сознательно пользовался нужными приёмами. Однако юморист Бидструп не сразу стал карикатуристом: «Над разящей силой карикатуры я задумывался ещё в школьные годы. Бывало, я изображал на классной доске кого-нибудь из учеников или преподавателей. Я старался подметить и подчеркнуть в рисунке характерную особенность данного человека, его излюбленную позу, мимику…Карикатура уже тогда была моим оружием. Но настоящим политическим сатириком я стал лишь во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо  происходящих событий». В последние школьные годы Херлуф по вечерам посещал художественное училище, а, окончив его, через год поступил в копенгагенскую королевскую Академию художеств. Он был прилежным студентом и аккуратно выполнял все задания, однако будущего карикатуриста тяготило изображение неподвижной натуры, и в свободное время он шёл на улицы, в парки и делал зарисовки людей идущих, сидящих на скамейках, беседующих друг с другом.

Первую политическую антифашистскую серию рисунков Бидструп сделал в 1936 году. Слушая по радио выступления Гитлера, Херлуф так явственно представил себе бесноватого фюрера, что сразу же принялся его изображать. Вскоре эта серия, озаглавленная «Оратор» появилась в прогрессивном датском журнале «Культуркампен». Несколько лет Бидструп сотрудничал с газетой «Сосиал-демократен», в воскресном номере художник получил целую полосу для своих юмористических серий.  В основном это были смешные бытовые сценки, хотя в некоторых из них скрывался политический смысл. Так, в 1938 году после заключенияМюнхенского соглашения между Англией, Францией, гитлеровской Германии и фашистской Италией о расчленении Чехословакии Бидструп выступил со своей серией «Плата за мир», ставшей затем знаменитой.  Открыто критиковать соглашение он не мог, так как его одобряли те, кто определял политическую линию газеты. Вот и пришлось замаскировать «жало». Подобным образом художнику удавалось высказать своё мнение о политических событиях даже во время гитлеровской оккупации Дании, которая продолжалась пять «проклятых» лет, как их охарактеризовал датский народ.

Расцвет творчества Херлуфа Бидструпа, его международное признание связаны с работой в органе датских коммунистов газете «Ланд ог фольк». Здесь он получил простор для полного раскрытия своего таланта.  Политическая карикатура стала главным в его работе.  «Политическая карикатура придаёт смысл моему труду, — сказал художник в одной из бесед с журналистами. — Тема сатирического рисунка возникает, как  правило, при чтении газет. Если меня заинтересовала какая-то статья, я отбрасываю все второстепенные подробности или, как говорится, отжимаю воду, чтобы прояснить суть события или явления. Я редко начинаю рисовать  не заготовив текста». Бидструп  делает зримыми отвлечённые понятия, касаясь в своих сериях таких человеческих свойств, как высокомерие, тщеславие, заносчивость, или такого явления общественной жизни, как бюрократизм. С лёгкой руки Бидструпа в Дании стали привычными условные изображения реакционных газет: одна из них предстаёт в виде дряхлой старухи с огромным носом и отвисшей челюстью, другая в виде девицы лёгкого поведения, третья  в виде духовного лица с обязательным жабо – атрибутом лютеранского священника, ещё одна в виде разжиревшей собаки и т. д. В 1964 года Херлуфу Бидструпу  была присуждена международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».

Умер Херлуф Бидструп в 1988 году, но его творчество и по сей день вызывает восхищение талантом непревзойдённого мастера карикатуры.

Книги о жизни и творчестве знаменитого художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа вы можете взять в отделе научной литературы, ауд. 176 гл. к.

Реклама