4 октября — 165 лет со дня рождения Луи Анри Буссенара, французского писателя, автора приключенческих романов.

 Лишь тот хорош, кто смел и чист душой
И кто в труде проходит жизни путь
             М. Гафури 672, 248

Первые и последние годы жизни Луи Буссенара прошли во Франции. Он родился в 1847 году в городке Экренн департамента Луаре, а умер в 1910 году в столице того же департамента – Орлеане. Между этими двумя французскими городами лежит жизненная дорога писателя, расчертившая все материки и все континенты. Подтолкнули Буссенара к путешествиям профессиональные обязанности. С начала 70-х годов он начал сотрудничать в «Журнале путешествий» и разделил со своими сверстниками страстный интерес к далёким странам. На страницах этого издания один за другим выходят в свет остросюжетные приключенческие романы Буссенара, насыщенные научно-популярными сведениями о флоре, фауне, нравах и обычаях экзотических стран. Во второй половине XIX века много драматических событий происходило в Новом Свете, шло интенсивное исследование Африканского континента. Интерес к экзотическим странам будоражил воображение. Именно в это время увидели свет первые книги 65-томной серии «Необыкновенных приключений» Жюля Верна; тогда же вышел первый роман Луи Буссенара «Через Австралию. Десять миллионов Красного опоссума».  Писатель предлагает нам маршруты с континента на континент, с острова на остров. Разные страны Северной Америки, Африка, Азия, Австралия, остров Куба и остров Борнео и даже путешествие из Парижа в Бразилию по суше – через Сибирь. Большинство из этих маршрутов Буссенар прошёл своими ногами, не случайно в романе «Десять миллионов Красного опоссума» рассказчик носит его фамилию и тоже родился в городе Экренн. Любовно и восторженно рисует он экзотические пейзажи, акцентируя в них не враждебное, а дружеское человеку. «Сияющее светило только что встряхнуло над деревней своей искрящейся шевелюрой» — так воспринимается восход солнца в Сенегале. Даже морская стихия, грозящая поглотить корабль, предстаёт взору читателя скорее величественной, гордой, чем коварной. Не менее романтичны и пейзажи Крайнего Севера. У реки Клондайк возле Полярного круга восхитительны минуты между восходом и заходом солнца в канун полярной ночи. «Звёзды постепенно бледнеют и затем исчезают, а утренние сумерки становятся всё лучезарнее, и вдали выплывает из тумана безбрежная снежная равнина…Но вот над землёй, показывая вначале лишь багрово-красный краешек, медленно выплывает громадный малиновый диск…Соприкасаясь нижним своим краем с линией горизонта, этот диск минуты две-три остаётся неподвижным, а затем постепенно начинает таять и, наконец, совершенно исчезает».

Наибольший успех принёс писателю его второй роман «Кругосветное путешествие юного парижанина». В 1880 году Буссенар по заданию Министерства просвещения посетил французскую Гвиану. Он исходил эту страну вдоль и поперёк, бесстрашно углубляясь в девственные леса, пробираясь по заражённым лихорадкой рекам, берега которых были населены совершенно дикими воинственными туземцами. В результате этого путешествия появился один из лучших его романов «Беглецы в Гвиане». Затем последовали путешествия в Марокко, Сьерра-Леоне, Флориду, которые дали Буссенару материал для целого ряда новых произведений: «Приключения в стране львов», «Приключения в стране тигров», «Голубой человек»,  «Приключения в стране бизонов». Главные герои многих произведений писателя – колонисты, люди, полюбившие новые земли, решившие остаться здесь навсегда. Луи Буссенару импонировало в колонистах, которых он знал и с которых писал своих героев, фанатичная преданность новому краю, самоотверженность, готовность пренебречь невзгодами тяжкого существования ради «образцовой колонии». Первые  шалаши, сооружённые в сельве среди москитов, змей, хищников; первые палатки, поставленные при пятидесятиградусном морозе на просторах Аляски; первые просеки в тропических лесах; первые шурфы в вечной мерзлоте. Писатель прославляет тех, кто не паразитирует на чужом труде, а трудится в поте лица с нанятыми аборигенами, навсегда влюбившись в эту землю и считая её своею не потому, что «завоевал», а потому, что «полуживую вынянчил».

К концу своей литературной деятельности Буссенар переходит к историческим романам: «Пылающий остров», «Герои Малахова кургана», «Капитан Сорви-голова» и др. Писатель пытался соединить в своих произведениях разные жанры – приключенческий, научно-фантастический, детективный. Соединение получалось не всегда гармоничным, но само размыкание границ собственно приключенческого романа, желание вплести в него достаточно серьёзные мотивы роднило его с Жюль Верном и было принципиально важным для эволюции романа. Этим предопределено в дальнейшем частое и плодотворное использование приключенческих сюжетов авторами уже не маргинального, а основного поля литературы, расставившими на нём существенные культурные вехи XX века — Андре Жидом, Андре Мальро, Редъярдом Киплингом, Джозефом Конрадом, Пьером Лоти.

Познакомиться с творчеством Луи Буссенара вы сможете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

                                                                                       

Реклама