8 октября — 120 лет со дня рождения М. И. Цветаевой, русской поэтессы.

 Само к поэту слово не придёт.
Не будет слова, если сердце – лёд.
Лишь честный слово нужное найдёт,
И это слово путь найдёт к народу.
                       Бердах, 711, 298

Марина Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Отец – профессор-искусствовед, основатель Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, мать – пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна. В детстве из-за болезни матери Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии, свободно владела французским и немецким языками, в 1909 году прослушала курс литературы в Сорбонне.
Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим большое влияние на её творчество. В двух первых книгах стихов «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь» и поэме «Чародей» имитируется дневник гимназистки. В них тщательно прописаны сцены домашнего быта, прогулок на бульваре, чтения, занятия музыкой, отношения с родными.

Он был наш ангел, был наш демон,
Наш гувернер – наш чародей,
Наш принц и рыцарь. – Был нам всем он
Среди людей!

В поэме «На красном коне» история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады. В следующих книгах «Версты» и «Ремесло» сохраняется ориентация Цветаевой на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре цикла стихов, обращённых к поэтам-современникам А. Блоку,
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

 А, Ахматовой,
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

посвящённых историческим лицам или литературным героям – Марине Мнишек,
Трём самозванцам жена,
Мнишка надменного дочь,
Ты – гордецу своему
Не родившая сына…

Дон Жуану – романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определённой степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реального пространства и времени, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии. Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1922 году начинается эмигрантское существование Цветаевой, отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода: «После России», «Поэма горы», «Поэма конца»  присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

В небе, ржавее жести,
Перст столба.
Встал на назначенном месте,
Как судьба…

И в полые волны
Мглы – сгорблен и равн —
Бесследно – безмолвно —
Как тонет корабль.

 Летом 1939 года Цветаева возвращается на родину. Она не могла найти ни жилья, ни работы; её стихи не печатались. Дочь и муж были арестованы. Муж – С. Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была реабилитирована в 1955 году. Цветаева в начале войны оказалась в эвакуации в г. Елабуга, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей и 31 августа 1941 года покончила с собой.

И – гроба нет! Разлуки – нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть – на свадебный обед,
Я – жизнь, пришедшая на ужин…

Произведения Марины Цветаевой вы можете взять в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама