85 лет – произведению А. А. Фадеева «Разгром»

«Родина наша – колыбель героев,
огненный горн, где плавятся простые души,
становясь крепкими, как алмаз и сталь».
                                         А. Н. Толстой  561, Х, 522

В своём произведении «Разгром», который по праву считается этапным в советской литературе, Фадеев первым раскрыл пути становления нового сознания и новой морали. «Разгром» напоминает о той монолитности революционных рядов, железной воле пролетарского авангарда, которые автор считал важнейшим условием социалистического переустройства жизни. О переменах в людях Фадеев рассказывает без какой-либо велеречивости. Повествование ведётся стройно и последовательно, писатель воспроизводит быт войны, даёт множество жизненных деталей, воскрешающих конкретную обстановку Дальнего Востока, партизанской борьбы.  «Тайга расступилась вечерней берёзовой опушкой, и в рдяные её просветы, прямо в лицо, било солнце. Здесь было уютно, прозрачно, весело, — так не похоже на соечью людскую суету…Солнце заглядывало Морозке под козырёк – оно ещё стояло над хребтом бесстрастным, немигающим глазом, но поля вокруг были тревожно-безлюдны». Все описания согреты единым чувством – это мечта о новом человеке, жгучий интерес к тому прекрасному, что рождается в людях, несущих ещё на себе печать старого собственнического мира. Один за другим проходят перед нами герои «Разгрома» — их именами названы отдельные главы романа.

Морозка. Лихой партизан, щедрый и самоотверженный, но не видящий ничего дурного в том, чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Боевая жизнь принесла ему осознание своей ответственности перед коллективом, чувство гражданственности. Не дрогнув, он пожертвовал жизнью, поднял тревогу и предупредил отряд о вражеской засаде.

Метелица. Пастух в прошлом, непревзойдённый разведчик в партизанском отряде, он навечно выбрал своё место в огне классовых битв.

Бакланов. Он не просто учится у Левинсона, а подражает ему во всём, даже в манере поведения, что поневоле вызывает улыбку, но в то же время он заслужил всеобщее уважение своей спокойной энергией, чёткостью, организованностью, помноженными на храбрость и самоотверженность.

Фигура Левинсона открывает галерею «людей партии» — строителей государства, нарисованных советскими писателями. Внешняя неказистость, болезненность этого человека призваны оттенить его силу – силу политического, нравственного влияния на окружающих. Он находит «ключик» и к Метелице, чью энергию надо направить в нужное русло, и к Бакланову, ждущему лишь сигнала к самостоятельным действиям, и к Морозке, который нуждается в строгой заботе, и ко всем остальным партизанам.  «С той поры как Левинсон был выбран командиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом…». Левинсон любит людей, и эта любовь требовательная, деятельная. Он исповедует принцип борцов и преобразователей: «Видеть всё так, как оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть…».

Утверждая героику борьбы, красоту души революционного бойца, писатель избегал художественных приёмов внешнего живописания. «Разгром» написан строгими, даже суровыми красками. Фадеев при работе над романом переписывал некоторые страницы по семь, восемь, десять раз. Он добивался предельной экономичности и сгущённости в развитии действия, освобождался от надуманных сравнений, изощрённых метафор. Он не рисует широкой панорамы событий жизни героев, не воспроизводит их биографии, ему всего важнее уловить кульминацию духовного развития, в которой и проявляется всё, чего они достигли.

Взять роман А. А. Фадеева «Разгром» вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама