28 октября — 110 лет со дня рождения Ивлин Во, английского писателя-сатирика.

 Одно пламенное слово стоит больше, чем батарея пушек
                                                                         М. Йокаи 254, 199

Один из самых крупных и знаменитых британских сатириков ХХ века Ивлин Во в юности вовсе не помышлял о писательской карьере. Для него, сына Артура Во, директора издательства «Чэпмен энд Холл» занятия литературой никогда не имели никакого таинственного или священного ореола – они были скучным повседневным бытом. Ивлин Во со скептицизмом относился и к профессии отца, и к его друзьям- сочинителям, а главное, к литературным вкусам Во-старшего. Одиннадцатилетний Ивлин записал в дневнике: «Ужасный человек мой отец. Он любит Киплинга». Не нашёл себя будущий писатель и в Оксфорде; никакой склонности к серьёзным наукам он не испытывал. Одно время он посещал художественную школу, у него были несомненные способности рисовальщика, неплохо получались и гравёрные работы. Покинув университете, Во некоторое время проработал учителем в частной школе. Но и педагогическая деятельность его не привлекала. Он даже задумывался над тем, чтобы выучиться на столяра-краснодеревщика, но родные его невесты не хотели иметь зятем ученика столяра.  Жениху пришлось зарабатывать на жизнь единственным хорошо известным ему способом – писать романы. Отголоски первой женитьбы Во легко просматриваются в сюжетной линии романа «Мерзкая плоть». Первый роман Ивлина Во «Упадок и разрушение», вышедший в 1928 году имел заслуженный успех. История героя романа, скромного студента-богослова, волею случая втянутого в водоворот головокружительных приключений, написана с настоящим профессиональным блеском. Уже в первом романе проявился своеобразный юмор писателя, его неистощимая фантазия на разные курьёзные ситуации. В этой книге начинающий Во открыто сформулировал свою цель – отразить «упадок и разрушение» общества, в котором он жил. «Упадок и разрушение» буржуазной Англии ХХ века станет сквозной темой творчества Во, который до конца жизни оставался язвительным сатириком, бичующим пороки своих современников. Моральные принципы, с которыми писатель соотносил окружающий его мир, были традиционно устоявшиеся нормы жизни людей: честность, умеренность, доброта и порядочность. Этим нормам Во-сатирик и строгий моралист оставался верен всю жизнь. В любой из книг Во столкновение в более или менее открытой форме происходит между традиционной нравственностью и современной безнравственностью. В пяти романах 30-х годов: «Упадок и разрушение», «Мерзкая плоть», «Чёрная беда», «Пригоршня праха» и «Сенсация» — основной конфликт строится по одному и тому же принципу: молодой герой оказывается лицом к лицу с чуждым ему аморальным миром, в котором торжествует хаос и варварство. Не понимающий законов этого мира и в то же время пытающийся к нему приспособиться герой-простак служит своеобразным катализатором, с помощью которого писатель обнажает истинную сущность происходящих событий.

В трёх книгах, созданных во время войны, ещё более ощутима попытка художественного воплощения нравственного и эстетического идеала писателя. Если в первых романах этический идеал достаточно абстрактен, то в романах военных лет он уже прочно связывается с идеалом эстетическим. Однако личная  порядочность в сочетании с любовью к старинной архитектуре у одних героев или  же страстью к декоративным гротам у другого героя не способны действенно противостоять наступлению тех, кто живёт по законам купли-продажи. Лишь Гай Краучбек , центральный персонаж  трилогии «Почётный меч», может быть по праву назван положительным героем. Пройдя нелёгкий путь разочарований и поражений, Краучбек приходит к убеждению, что человек не имеет права оставаться пассивным, хотя и лично порядочным, созерцателем. Его долг – активно творить Добро. Так абстрактный этический идеал в книгах тридцатых годов сменяется этико-эстетическим в произведениях военных лет, чтобы в 60-е году уступить место идеалу социально-этическому. В трилогии же завершается ещё одна линия идейно-творческой эволюции Во. Он последовательно развенчивает идеальный образ британского «офицера и джентльмена», на которого в недавнем прошлом возлагал большие надежды. «Почётный меч» — блестящая и остроумная сатира на громоздкую военно-бюрократическую машину «доброй старой Англии, владычицы морей», которая оказывается неспособной ни к каким решительным действиям.

Ивлин Во писал свои книги о том, что в мире не могут господствовать алчность и расчёт, глухота  к истинной красоте и поклонение «его величеству стандарту», пошлость и душевная жестокость. Он зорко подмечал пороки в обществе, в котором жил, остроумно и беспощадно их высмеивал и поэтому и сегодня его романы и рассказы остаются суровым приговором этому обществу.

Познакомиться с творчеством блистательного сатирика вы сможете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

 

 

Реклама