31 октября — 110 лет со дня рождения Е. А. Пермяка, русского писателя

 Евгений Андреевич Пермяк родился и вырос на Урале. Здесь в заводском Прикамье и прошло его детство, а дыхание жизни Урала ощущается в каждой его книге. Здесь раньше, чем в букварь, заглянул он в мартеновскую печь, здесь пришло желание стать рабочим. Здесь он учился и рос, преклоняясь перед мужеством трудолюбивых уральцев, их потомственной доблестью и поистине волшебным мастерством. «Семья Тагильцевых – коренная уральская семья. Старику Тагильцеву Мирону Петровичу без малого семьдесят лет, а сталеварского дела он не бросает. — Рад бы, — говорит он, — бросить, да без дела состариться боюсь…». О годах детства – детства и мечтах уральских ребят кануна революции – писатель увлечённо рассказывает в повести «Детство Маврика». Это была повесть о мальчике, выросшем в краю заводов, рудников и приисков, в краю, где рабочий класс – корень, ствол и цвет дерева жизни, где своеобразно, самобытно и детство рабочей детворы. Герой повести  смело и радостно идёт навстречу ещё таинственному, но прекрасному будущему. Трудовая юность Пермяка началась не на заводе, как он мечтал, а в раздольных Кулундинских степях. Сибирь очаровала будущего писателя раздольем степных просторов, широкой натурой сибиряков, богатством народной речи. Сибирь навеяла почти всю книгу  «Тонкая струна», цикл «кулундинских» рассказов повестей. Раскрывая мир своей юности, он рисует трогательные образы дочери степняка Шарыпа – хрупкой и мечтательной Манике, гордой красавицы сироты Настеньки и тихого голубоглазого Шоши-шерстобита, смелой волевой Марьи-Саламаты и батрака Тимофея. К этим чистым душой и помыслами людям, встреченным в юности, возвращается писатель с радостью, чтобы и сегодня нельзя было забыть, «откуда мы шли и как далеко ушли», сохранив и умножив душевное богатство народа. Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принёс в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни.

Большое влияние на творчество Пермяка оказал Павел Петрович Бажов, автор знаменитой «Малахитовой шкатулки». Мудрому уральскому сказочнику, другу и учителю посвятил книгу «Долговечный мастер» Евгений Пермяк. В совместных поездках с П. П. Бажовым  по Уралу в годы войны родилась книга «Кем быть?», первый значительный вклад Пермяка в научно-художественную литературу для юношества. Рассказывая об увлекательном путешествии своих юных героев в громадном «царстве труда», автор приводит их к знаменитому сказочнику и искусно вплетает в повествование бажовскую «живинку в деле». Через всю книгу проходит мысль, что в любом деле можно стать счастливым и знаменитым человеком. Надо увлечься этим делом и, преодолев трудности,  найти свою «звезду», свою «живинку в деле». Евгений Пермяк написал большое количество рассказов и сказок для детей и юношества. Книги: «Дедушкина копилка», «Торопливый ножик», «Пичугин мост», «Колосок», «Замок без ключа» и многие другие обогатили арсенал детской литературы новыми оригинальными произведениями на тему труда. Особенно много сделал Евгений Пермяк как один из создателей современной сказки. Опираясь на сказочные традиции русской народной поэзии, писатель вдохнул в этот традиционный жанр новое содержание. Выдумка, смелая фантазия в сказках Пермяка реальна, практически оправдана, максимально приближена к жизни. Герои сказок не ищут помощи у волшебных сил, только трудом, смелостью в достижении цели побеждают они силы зла. Труд и пытливое знание – вот залог победы. Дорогой нелёгких исканий шёл писатель к созданию современного романа: «Сказка о сером волке», «Старая ведьма», «Горбатый медведь», «Последние заморозки», «Яргород», «Очарование темноты». Живые проблемы современности и здесь вкладываются подчас в условные по своим формам рамки. Сказка становится былью, насыщается содержанием сегодняшней жизни. Символика сказочных образов приходит на службу современной теме, подчиняется ей. «Старуха Тудоиха еле успевала переодеваться. Она снималась и в новом городском костюме, в котором выступала по телевидению, рассказывая свои были-небыли. Она снималась и в старинной одежде – пряхой. Снималась и на завалинке подле своего дома…» («Сказка о сером волке»). Почти все романы Пермяка написаны в сказовой  манере. Ни один из них не обходится без вставной сказки, прочно связанной с повествованием  и многое проясняющее в идейном замысле всего произведения. Всю жизнь, всё творчество посвятил Евгений Пермяк поискам «тайны цены» человеческого труда, видя в нём «цену всех цен, корень всех ценностей-драгоценностей нашей земли и всей жизни».  Почти все книги писателя о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда поёт в этих книгах живое слово Евгения Пермяка, звенит, как сработанное руками его героев каслинское литьё.

Произведения Е. П. Пермяка вы можете взять в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама