15 ноября — 150 лет со дня рождения Герхарта Гауптмана, немецкого драматурга и романиста, лауреата Нобелевской премии за 1912 г.

 Не умирает тот, кто живёт в своих произведениях.
                                           Бови 746, 7

 Герхарт Гауптман, самый знаменитый немецкий драматург своего времени, родился за несколько лет до объединения Германии Бисмарком, а умер после разгрома фашизма. Когда писатель живёт долго, его творчество становится неотъемлемой частью культуры нации на протяжении долгих десятилетий. По книгам Гауптмана можно читать историю Германии и – шире – Европы, в них отражены катаклизмы, перемены, социальные сдвиги, интеллектуальные и художественные новации. В его многочисленных драмах, в его гораздо менее известных романах и рассказах перед нами проходят картины исторического прошлого, религиозных борений, революционных выступлений, надежд и поражения доведённых до отчаяния, погибающих от голода силезских ткачей,  батрачек, людей берлинского дна, трагедии и иступленные искания художников, высокоодарённых и несчастных ревнителей правды и справедливости. Не сразу Гауптман угадал своё призвание. Он некоторое время учился в художественной школе, занимался лепкой и рисованием, пережил краткое увлечение естественными науками, много путешествовал. Уже в эти годы в нём пробуждается горячее сочувствие к бедным и обездоленным, презрение к немецкому мещанству и прусской юнкерско-чиновной Германии. Однако демократические идеалы Гауптмана никогда не отличались ни чёткостью, ни радикальностью. От подлинной революционности он был далёк, хотя революционные выступления немецкого пролетариата не могли не повлиять на творчество Гауптмана, о чём прежде всего свидетельствует его пьеса «Ткачи». Но первую победу в театре писателю принесла пьеса «Перед восходом солнца». «Он победил сразу. В маленьком старом театре, где впервые шла его пьеса, спорили, негодовали, торжествовали, но равнодушных не было, и никто, будь то противник или друг, не считал успех преходящим…» — так рассказывает Генрих Манн  о премьере пьесы. Эта премьера стала знаменательным событием в истории немецкого театра. Она не только сделала известным имя молодого писателя, но и заставила заговорить о творческих победах писателей-натуралистов, среди которых Гауптман был, бесспорно, самым талантливым.

Во второй половине девяностых годов Гауптман, как и многие другие натуралисты,  сближается с новым литературным течением – символизмом. В такой его пьесе, как  «Вознесение Ганнеле» мы находим своеобразное переплетение натуралистических и символических сцен. Гауптман оставался властителем дум, самым популярным драматургом в Германии до начала первой мировой войны. В годы войны писатель занял шовинистические позиции, что и привело его к глубокому творческому кризису. С каждым десятилетием влияние Гауптмана падало, хотя писать  он продолжал много – и в разных жанрах. Хотя имя Гауптмана прежде всего связывается с его театральными успехами, его самыми первыми опубликованными произведениями были новеллы «Масленица» и «Стрелочник Тиль» и самыми последними – тоже новеллы «Сказка» и «Миньона». Самым известным романом Гауптмана считается «Атлантида». Печатавшийся выпусками с продолжением в течение 1911-1912 годов, роман неожиданно получил особую популярность и признание, никоим образом не связанные ни с его художественными достоинствами, ни с именем знаменитого автора. В апреле 1912 года погиб в океана, столкнувшись с айсбергом, «Титаник», самый большой, самый роскошный лайнер довоенной эпохи. Когда немецкие читатели романа «Атлантида» через несколько месяцев после его публикации переживали трагедию «Титаника», им казалось, что Гауптман визионерски предчувствовал океанскую катастрофу, настолько совпадали рассказы спасённых пассажиров «Титаника» с описанными Гауптманом событиями – штормом, а затем гибелью парохода «Роланд» в его романе.  «Но вот погас свет в иллюминаторах. А океан словно только и ждал этого: как бы давая волю своей ненависти, он хлестнул гигантской волной штормового нагона по палубе, так что на ней сразу же после этого с подветренной стороны закипела пена, окатившая с ног до головы ревущих, дерущихся, сражающихся со смертью людей».

В течение всей его жизни очень субъективный, личностно-окрашенный талант Гауптмана нуждался в прямом повествовательном выражении, хотя в драмах его  всегда властвовала стихия самовыражения и лиризма. Гауптман бвл бы отнесён Шиллером, в соответстви с его классификацией, не к «сентиментальным», а к «наивным» художникам, и не случайно сама внешняя импозантность, эмоциональная насыщенность, резкая и красочная индивидуальность Гауптмана сооблазнили Томаса Манна на не совесем почтительное деяние, и он изобразил своего старшего собрата в известном романе «Волшебная флейта» в образе могучего и трагического жизнелюбца мингера Пфефферкорна.

Познакомиться с творчеством Герхарта  Гауптмана вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама