220 лет повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

                                                    Чистая, высокая славаКарамзина принадлежит России
                                                                                                                                                    А. С. Пушкин

karamzinКарамзин умер шестидесяти лет. Из них почти сорок отдано служению родной литературе. Начинал он свою деятельность в канун Великой французской революции 1789 года, а закончил – в эпоху восстания декабристов. Время и события накладывали свою печать на убеждения Карамзина, определяя его общественную и литературную позицию, его успехи и заблуждения. Творчество Карамзина оригинально потому, что он мыслил глубоко и независимо. Его мысль рождалась в напряжённом и трудном обобщении опыта бурных событий европейской и русской жизни. Путешествие двадцатитрёхлетнего Карамзина по Европе, во время которого он оказался свидетелем революции во Франции, явилось своеобразным университетом, определившим всю его дальнейшую жизнь.  Полученные впечатления сформировали его личность и, главное, разбудили мысль Карамзина, обусловили его страстное желание понять происходившее не только в отечестве, но и в мире. Именно поэтому произведения, писавшиеся и печатавшиеся после возвращение на родину, ярко освещены пытливой мыслью. Молодой писатель уже с этого времени будет стараться давать ответы на вставшие перед человечеством – а следовательно,  и перед ним – вопросы. Естественно размышления и предлагаемые решения носили субъективный характер. Художественный мир, созданный Карамзиным, был нов, противоречив, непривычно сложен, нравственно масштабен; он открывал духовно деятельную жизнь отдельной личности, а потом и целого народа, жизнь современную и историческую. Эстетические воззрения Карамзина получили своё теоретическое (в статьях и рецензиях) и образно – творческое воплощение в стихах и прозаических произведениях. Было ясно, что в русскую литературу пришёл талантливый писатель-сентименталист, творчески близкий прославленным авторам века – Руссо и Стерну, — но сохранившем  самобытность русского художника. Сентиментализм, передовое, вдохновлённое просветительской идеологией искусство, превознося человека, сосредоточивал главное внимание на изображении душевных движений, раскрывал мир нравственной жизни. Карамзин в 1790-е годы становится вождём русских сентименталистов. Вокруг его изданий объединялись его литературные друзья – старые и молодые, ученики и последователи.  Они обновили литературу, принесли новые темы, создали новые жанры, выработали особый слог, реформировали литературный язык.

Публикация Карамзиным своих повестей явилась крупным событием литературной жизни последнего десятилетия XVIII века. Глубоко лирические по стилю, они открывали поэзию душевной жизни обыкновенных людей, запечатлев тонкие переживания героев, сложность и противоречивость их чувств. Действие в повестях развивается стремительно, но не сюжет увлекает читателя, а психологический драматизм рассказа. Обнажение «тайное тайных» душевного мира личности, «жизнь сердца» героев и самого автора, который доверительно беседовал с читателем, делясь с ним думами, не скрывая своих чувств и своего отношения к героям. Читатели горячо, с небывалым энтузиазмом приняли повести молодого писателя. Такого успеха, такой популярности не получало ещё ни одно произведение русской литературы.  Славу Карамзину принесла повесть «Бедная Лиза». Белинский писал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество…повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта». Чувствительность – так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина. Писатель учил сострадать людям, обнаруживал в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», погружал читателя в напряжённую эмоциональную атмосферу «нежных страстей». Повесть «Бедная Лиза» посвящена традиционнойбедная Лиза любовной теме, истории двух любящих сердец. Но при решении этой темы Карамзин разрушил каноны любовной повести. Его герои ищут счастья в любви, но чувства их лишены камерности, они живут не в привычно домашних условиях, а в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Бесчеловечный фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на гибель или постоянные страдания. Герои Карамзина – словно люди, потерпевшие кораблекрушение, выброшенные на суровый и дикий берег, одинокие на безлюдной земле.  У этой повести и не могло быть счастливого конца. Дворянин Эраст полюбил простую крестьянку Лизу, брак между ними не был возможен, но герои не могут совладать со своими чувствами и в результате Лиза погибает. «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцей».

Взять повесть «Бедная Лиза» и другие произведения Н. М. Карамзина вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

 

Реклама