26 февраля – 205 лет со дня рождения французского графика, художника, скульптора Оноре Домье.

 Нет человека, которого я больше бы ценил и которым я больше бы восторгался, чем Вами
       Э. Делакруа

55451833_Honore_DaumierNadarОноре Викторьен Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Отец его обладал литературными способностями, пытаясь их реализовать, в 1814 году он перевёз семью в Париж. Однако его мечтам не суждено было сбыться и маленький Оноре вынужден был пойти работать: сначала рассыльным, а потом продавцом в лавке книг. Ему так и не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи. С 1822 года Домье урывками занимается у художника А. Ленуара, иногда работает с натуры в студии Сюиса и много времени проводит в Лувре, копируя известных мастеров, особенно Тициана и Рубенса.  В связи со спросом на литографский труд Домье поступает в обучение к малоизвестному художнику Рамеле. Сначала он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года  но затем начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр» где проработал с 1831 по 1843 год и  в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год, оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. За эти годы художник  исполнил 4000 литографий и 900 гравюр на дереве, к которым надо ещё присоединить около 400 картин маслом, акварелей и набросков. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа». DaumierGargantuaХудожник изобразил толстого Луи Филиппа, поглощающего золото, которое чиновники отбирают у изнурённого народа. Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Правительство не оставило творчество Домье без последствий, приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к 500 франкам штрафа.

Домье не довольствуется первыми достижениями. Он упорно работает над карикатурным портретом, доводя до гротеска характерные черты портретируемого. Домье рисует не только политические карикатуры, но черпает сюжеты и из повседневной жизни, поднимая большие социальные вопросы. В это время выходят целые сборники карикатур быта и нравов. Домье вместе с художником Травьесом создаёт серию «Французские типы». В сороковые годы Домье много и упорно занимается живописью, появляются картины «Восстание» и «Семья на баррикаде». Для официального конкурса он создаёт аллегорический образ Республики — прекрасную, величественную композицию, которая настолько монументальна, что могла бы служить проектом памятника. Затем появляются одна за другой работы маслом и те чудесные акварели, за которые при жизни художник получал гроши и которые теперь ценятся почти на вес золота.

В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. Образы, создаваемые им, исполнены благородства и достоинства. Он мастерски владеет техникой света и тьмы, его любимый фон – это контржур, когда первый план затемнён, а фон светлый. Таковы, например, картины «Перед купанием», «Любопытствующие у витрины». Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему, и интенсивно начинают звучать белые, голубые, жёлтые цвета: «Выход из школы», один из вариантов «Вагона третьего класса».bv000015 Обычно для Домье типична приглушённая гамма красок, насыщенная всевозможными оттенками, отсветами. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность.

«…Домье-живописец сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье-график. Он ввёл в живопись новые образы, трактовал их с необычайной выразительностью. Ни один живописец до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи» (Н. В. Яворская). В серии картин, посвящённых «Дон Кихоту», художник рисует трагическое противопоставление между двумя сторонами человеческой души, в серии «Скоморохов» перед нами встаёт ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих Демосфенов современности, превращающих их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. Целая группа произведений Домье посвящена создании величественных образов тружеников. Кузнецы, прачки с детьми, водоноши, бурлаки – вот единственные «парижские типы», которых пощадила ирония мастера и, более того, в изображении которых его кисть достигла наибольшего синтеза, наибольшего пафоса, наибольшей монументальности. Всю жизнь художник терпел лишения, но никакие материальные лишения не могли сломить его гордость и республиканские убеждения. Когда министерство Наполеона Маленького предложило ему под конец его жизни орден Почётного легиона, Домье имел мужество отклонить этот «дар данайцев», со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха».

 Взять литературу о жизни и творчестве Оноре Домье вы можете в отделе научной литературы, ауд. 176, гл. к.

Реклама