26 апреля – 215 лет со дня рождения французского художника Эжена Делакруа

 Вот крови озеро; его взлюбили бесы,
К нему склонила ель зелёный сон ресниц:
Делакруа!…Мрачны небесные завесы;
Отгулом меди в них не отзвучал Фрейшиц…
210x210            Ш. Бодлер «Маяки»

 Делакруа вошёл в историю французской живописи как главный представитель нового романтического направления, которое с середины двадцатых годов девятнадцатого столетия противопоставило себя официальному академическому искусству. Самостоятельная профессиональная деятельность Делакруа началась в двадцатые годы. До этого он учился в парижском лицее, обучался у портретиста Анри Франсуа Ризенера, затем в мастерской классициста П. Герена. Будущего художника не удовлетворяла учёба у приверженца старых академических канонов. Он систематически посещает Лувр, изучает работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Веронезе.  Выставленная в 1822 году в Лувре на ежегодной выставке Салона картина Делакруа «Данте и Вергилий» произвела впечатление «метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов.  «Резня на Хиосе», выставленная на Салонеdelakrua_ejen2 в 1824 году – вторая крупная работа молодого художника, доставившая ему положение главы молодой романтической школы. Тема человеческого бедствия, человеческого страдания проходит через всё творчество Делакруа, является как бы основным его лейтмотивом. Создавая «Резню на Хиосе», Делакруа ощущал, что его чувства, его возмущение разделяется тысячами и десятками тысяч современников из всех слоёв населения. Это помогло создать ему произведение большого общественного значения.  «Резня на Хиосе» вызвала  резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли её с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве. Художник написал ещё одну картину, посвящённую борьбе греков за национальную независимость, — «Греция на развалинах Миссолунги».  После революции 1830 года художник создаёт свою знаменитую картину «28 июля 1830 года» («Свобода на 7aad47d6efb4баррикадах») – ярчайшее произведение революционного романтизма, в котором слышится смелый и открытый призыв к восстанию, уверенность в его неизбежной победе.  «Эта картина показывает блестящий пример того, что может создать романтизм…Нигде больше романтизм не порывается с такой силой расширить сферу привычных для него мыслей, образов и приёмов и создаёт произведение, по достоинству получившее почётное название «Марсельезы французской живописи» (Е. Кожина).

В 1832 году Делакруа совершил путешествие в Марокко, Алжир и Испанию, которое имело решающее значение для эволюции его творчества. В многочисленных рисунках и акварелях сохранились яркие впечатления, вынесенные им из посещения стран Востока. Эти впечатления нашли выражения и в картинах, написанных на основе путевых зарисовок: в том числе «Свадьба в Марокко», «Охота на тигра», «Охота на льва» и 0d7e17b40c0fзнаменитые «Алжирские женщины». «Алжирские женщины» — это образ, сказочно осветивший жизнь, некая материализованная утопия. Героини картины до странности одинаковы: низкий лоб; продолговатые, обведённые сурьмой глаза; прорисованные до висков брови; крошечный детский рот. Жизнь, сведённая к физической чувственности, сделала этих женщин одинаково апатичными, бездуховными созданиями…» (М. Н. Прокофьева).

Как и все романтики, Делакруа чуждался  всего будничного и обыденного. Его привлекали большие страсти, подвиги, борьба. Трагическое столкновение человека со стихией оставалось в течение всей его жизни одной из наиболее волнующих художника тем. Таковы его картины на мифологические, религиозные, исторические темы – «Битва при Пуатье», «Битва при Нанси», «Взятие крестоносцами Константинополя». Многогранный талант художника проявился в различных жанрах: он был, в частности, прекрасным портретистом. Он написал портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза, замечательный автопортрет. Делакруа был мастером натюрморта, пейзажа, писал интерьеры, животных. Он – один из последних великих мастеров настенной живописи. Так, Делакруа создал три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Апполона в Лувре; зал Мира в Парижской ратуше; две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис – «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом». Художественное наследие Делакруа огромно. Прекрасны его литературные труды по вопросам истории, искусства, «Дневник», который художник вёл с 1822 по 1863 год, последняя запись в нём гласит: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза…».

 Познакомиться с литературой о жизни и творчестве Эжена Делакруа вы можете в отделе научной литературы, ауд 176, гл. к.

 

Реклама