12 мая – 80 лет со дня рождения поэта Андрея Андреевича Вознесенского

 Стихи не пишутся – случаются
54738801_1265301618_Voznesenskiy_Andrey                  А. Вознесенский

 Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года. Учился в Московском архитектурном институте. Рано, с тринадцати лет, проявил своё художественное дарование в архитектуре и живописи, но победила поэзия, вобрав в себя важные качества смежных искусств: объёмное и цветовое видение мира, чувство пространства, перспективу. Живопись словом, пластика и щедрая звукопись явлены в лучших стихах и поэмах.

Судьба, как ракета, летит по параболе
обычно – во мраке и реже – по радуге.

На стихи поэта сильно повлияла архитектура, особенно Владимирская школа, среди образов которой прошло его детство. Позднее Вознесенский увлекался и итальянским барокко – Флорентийская и Венецианская школы, принципами французского архитектора Корбюзье. «Это тоже, вероятно, не могло не повлиять на мой склад, а стало быть, и на поэзию».

Ко мне является Флоренция,
фосфоресцируя домами,
и отмыкает, как дворецкий,
свои палаццо и туманы

 Я знаю их. Я их калькировал
Для бань, для стадиона в Кировске,
спит Баптистерий, как развитие
моих проектов вытрезвителя.

Поначалу творчество Андрея Вознесенского воспринималось, как юношеский вызов и выпад, но после первых двух-трёх книг, стало ясно, что это вызов шаблону, выпад против гладкости. Поэт стремился противостоять стандартности, серости, стереотипу мышления.  «Я пишу стихи ногами. Я не боюсь двусмысленности этой фразы. Я вышагиваю стихи или, вернее, они меня. Во время ходьбы ритм улиц, сердечной смуты, толпы или леса ощущается почти что осязанием, подсознанием. От Стремянного до Лаврушинского написалась «Параболическая баллада». В свою поэтику Вознесенский вносит живые очертания  данного года, месяца, дня, мгновенья. Действительность подбрасывает ему события, факты, имена, даты. Поэт, открытый впечатлениям бытия, всё вбирает в себя, и стих его как сейсмограф, чутко реагирует на толчки в общественном сознании соотечественников и современников. Мишенями поэта стали :неофашисты всех мастей, враги разрядки международной напряжённости, чилийские убийцы поэзии и жизни. Много стихов, поэм и даже целых книг («Антимиры») Вознесенский посвятил борьбе с обывательщиной, культом вещи. В произведениях поэта при всей их тонкости, доходящей до утончённости, чётко и метко проставлены «за» и «против». Ему не чужда броскость плаката. Его это не смущает и не шокирует, Плакат тоже может стать высоким искусством. Ведь и построенный зодчими прекрасный «храм пылал в полнеба, как лозунг к мятежам».

 Сколько свинцового
                             яда влито,
сколько чугунных лжей…
Моё лицо
 никак не выжмет
                       штангу
                             ушей.

 Нет художника без поиска идеала. Будь он сатирик, скептик, фантаст, его искусство тем значительнее, чем крупней искомый им идеал. Видение чистой души, совершенного человека сопутствует Андрею Вознесенскому. В его книгах искрится и брызжет звуковая энергия стиха. Острота звучания в поэзии мастера с годами всё более обретает остроту значения.œÓ˝Ú ¿Ì‰ÂÈ ¬ÓÁÌÂÒÂÌÒÍËÈ, 1976 „Ó‰

…леса мои сбросили кроны,
пусты они и грустны,
как ящик с аккордеона,
а музыку – унесли…

 Можно и не быть поэтом,
но нельзя терпеть, пойми,
как кричит полоска света,
прищемлённая дверьми.

Познакомиться с творчеством замечательного поэта Андрея Вознесенского вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.