19 мая – 420 лет со дня рождения фламандского художника Якоба Йорданса

self-portrait_jpg!Blog В истории европейского искусства видное место занимает творчество фламандского живописца XVII века – Якоба Йорданса. Йорданс принадлежал к тому блестящему поколении фламандских живописцев, которые в течение первых десятилетий  XVII века создали выдающиеся художественные ценности. Произведения, составившие имя Йордансу, порождение национальной жизни и коренной национальной традиции, недаром за ним упрочилась слава «самого фламандского» художника. Жизнелюбие и жизнерадостное, искрящееся лукавым и задорным юмором искусство мастера неотделимо от коренной традиции старой нидерландской живописи. Такие исконно национальные черты, как любовь ко всему земному, реальному, конкретному, интерес к характерным и выразительным деталям, широкое использование фольклора свойственны Йордансу, пожалуй, как ни одному другому фламандцу XVII века. В его произведениях словно ожили национальный быт, традиционные праздничные обряды и обычаи, весёлая мудрость народных пословиц и поговорок.

Йорданс родился в Антверпене в большой бюргерской семье и был старшим среди одиннадцати детей. В 1607 году мальчика отдали учиться к живописцу Адаму ван Ноорту, к которому будущий живописец  питал почтение всю жизнь, а в 1616 году даже женился на старшей дочери учителя и прожил в одном с ним доме до самой смерти Ноорта.  Ноорт не только обучил Йорданса основам ремесла, но и поощрял реалистические искания молодого художника, привил любовь кbig_1307706568 искренности и прямоте в искусстве. Одним из самых ранних произведений Йорданса является «Автопортрет Йорданса с родителями, братьями и сёстрами» («Семейный портрет»). Молодой мастер прекрасно справился с трудностями  группового портрета. Стремясь избежать однообразия, монотонности в изображении одиннадцати человек, он ввёл в картину сюжетную линию. Собрав людей вокруг стола, за трапезой, художник придал композиции характер жанровой сцены. Персонажи картины непринужденны и естественны. Художник с любовью запечатлевает этих простых, добродушных, пышущих здоровьем людей – типичных фламандцев. Художник объединяет всех членов семьи чувствами взаимной любви и симпатии, общим приподнятым, радостным настроением.

На становление творческой индивидуальности Йорданса оказала большое влияние живопись Караваджо. Выступив на рубеже XVI –XVII веков, Караваджо провозгласил главным принципом своего искусства непосредственное изображение реальной натуры во всём неприкрашенном её виде. Объектом искусства Караваджо были простые люди из народа: крестьяне, рыбаки, уличные музыканты и нищие, портовые рабочие и бродяги. Влияние Караваджо заметно во многих произведениях Йорданса ранней поры. В 20-е годы необычайно возрастает творческая активность Йорданса. Наряду с произведениями религиозного и аллегорического характера художник создаёт замечательные жанровые и мифологические картины, выполняет несколько отличных портретов. Работы этих лет свидетельствуют о совершенной самостоятельности, зрелом мастерстве Йорданса, обладающего  оригинальными художественными приёмами и своим собственным эстетическим идеалом. Среди произведений 20-х годов особое значение в творчестве мастера имеют несколько полотен, написанных им на сюжет басни Эзопа. Наиболее ранним является картина «Сатир и satyr_peкрестьянин».  В образах Сатира и крестьян Йорданс акцентирует черты их земного чувственно-физического облика. Крепкие кряжистые фигуры, плотные, мускулистые тела, румяные, пышущие здоровьем лица женщин и загорелые, обветренные лица мужчин показывают принадлежность крестьян к миру природы.

Известность Йорданса в XVII столетии была очень велика. Об этом говорят многочисленные заказы, которые приходили к нему не только из Фландрии, но и многих европейских стран: Англии, Швеции, Дании. И, может быть, самое лучшее признание и самая верная оценка творчества Йорданса заключены в словах, сказанных о нём выдающимся французским художником XIX века Эженом Делакруа: «Вот человек, который действительно великолепно делает то, на что он способен». (Делакруа Э. Дневник.- Москва: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.- Т. 1.- С. 162).

 Литературу о жизни и творчестве Якоба Йорданса вы сможете найти в отделе научной литературы, ауд. 176, гл. к.

 

Реклама