60 лет назад напечатан роман Л. Леонова «Русский лес»

 Тут целый мир, живой, разнообразный,
Волшебных звуков и волшебных снов…
Он стоит тысячи миров.

Ф. И. Тютчев

 leonov

Леонид Леонов родился в Москве, дед его был лавочником, а отец – крестьянский поэт-самоучка, журналист.  Окончил будущий писатель гимназию, в приёме  в Московский университет после демобилизации из Красной Армии в 1922 году ему было отказано. К тому времени Леонов много писал стихов, прозой занялся с начала 1922 года, работал военным журналистом. За этими строками стоит драгоценный опыт, который только и могла дать развороченная революцией действительность, испытания гражданской войны. Для всей молодой советской литературы опыт этот означал начало нового художественного мировоззрения. Литературное поколение Л. Леонова стало свидетелем того, как до основания треснул старый, привычный гуманизм и новая шкала ценностей принесла конец мелкому человеку. Мотивы конца недаром становятся излюбленными в леоновских произведениях 20-х годов, повторяясь даже в заглавиях: повесть «Конец мелкого человека», «Конец Зарядья» — глава из «Барсуков». Герои мимоходом, как о чём-то мало значащем, рассказывают о таких вещах, которые могли бы потрясти воображение «старой» литературы (рука  шестнадцатилетнего гимназиста, едущего искать хлеб для больной матери, которого не пустили в вагон солдаты и который срывается, гибнет на безвестном переезде – «Барсуки», — или тот отставной одноногий полковник, герой-инвалид, которого «по ошибке» кончили прямо в бане весёлые молодые чекисты, — («Скутаревский»). Л. Леонов открывает нам обширную галерею «лишних людей», в оригинальнейшем повороте их глазами стремится передать происходящие катаклизмы. Проблема «интеллигент – революция», раскрытая в -«Скутаревском», особенно глубоко и мощно раскрывается в романе «Русский лес», который был первым произведением советского искусства, удостоенным Ленинской премии в 1957 году. Роман в определённом смысле явился итогом многолетних исканий Л. Леонова, исканий нравственных, философских, эстетических. Мера человечности и предназначение человека, высокая стезя научного подвига, испытание, через которое прошёл народ в пору Великой Отечественной войны, и вера в его светлое будущее – всё это воплотилось в романе. Лейтмотивом в романе «Русский лес» проходит мысль о русском лесе как символе всего доброго и светлого на нашей земле и как щедром источнике народно-хозяйственного благоденствия.  «В сущности, лес жил прежней жизнью…вот ветерком рвануло позолоченные листья с осинника, вот испуганной стайкой вспорхнули красные дрозды, и вслед за ними огненная же белка перескочила на соседнюю запылавшую ветку…». В сознании писателя эта тема вызревала долго. Замысел романа, по его словам, следует отнести ещё к 1926 году. Давние ботанические пристрастия постепенно нарастали и сперва вышли в увлечение садом, а потом и за околицу сада, к деревьям. Великий поход в защиту леса, Л. Леонов начал с судьбы деревьев в городе, опубликовав в газете «Известия» 28 декабря 1947г. статью «В защиту друга», которую можно рассматривать как начальный этап работы над книгой. Роман потребовал от автора серьёзного знания леса, неоднократных поездок в леспромхозы, знаменитые боры и лесные дачи, изучения специальной лесной литературы.  Имея в виду расточительное истребление лесных угодий в дореволюционную пору, автор писал роман с расчётом, что суровая судьба леса благодетельно изменится в настоящем благодаря созданию столь необходимого стране Министерства охраны природы, но надежды его не сбылись и по сей день. «Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа. Точно так же, как степь воспитала в наших дедах тягу к вольности и богатырским утехам в поединках, лес научил их осторожности, наблюдательности, трудолюбию и той тяжкой, упорной поступи, какою русские всегда шли к поставленной цели…».

Произведения Леонида Леонова вы можете взять почитать в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама