1957 год положил начало новому этапу в развитии научно-фантастической литературы и оказался для неё решающим рубежом. Конечно, это только случайность, что роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» вышел в свет в том же году, когда был запущен первый искусственный спутник. Но в таком совпадении есть и какая-то закономерность. Ведь мировая наука давно уже начала готовиться к штурму космоса, а писатели-фантасты ещё раньше приняли на вооружение идеи Циолковского. С тех пор роману «Туманность Андромеды» суждено было обойти в переводах на тридцать с лишним языков весь земной шар и остаться в истории литературы как классическое произведение советской научной фантастики о всепланетном коммунистическом обществе. Сам писатель на протяжении многих лет – после появления романа — был признанным главой научно-социологического направления в советской фантастике и оказывал заметное влияние не только на советскую, но и мировую научно-фантастическую литературу. Вдохновляющим примером служит жизнеутверждающий пафос его творчества и глубокая убеждённость в высоком назначении Человека, который сумеет преодолеть на своём пути все предвидимые и непредусмотренные трудности и построить общечеловеческий дом по законам всеобщей Справедливости, Разума и Красоты.

efremovЕфремов Иван Антонович родился в деревне Вырица, ныне Ленинградской области.  В 1935 окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института. С 1929 научный сотрудник Геологического музея, в 1937—59 заведующий лабораторией низших позвоночных Палеонтологического института АН СССР и руководитель ряда экспедиций (в т. ч. в пустыню Гоби), доктор биологических наук. Основатель тафономии — раздела палеонтологии о закономерностях образования местонахождений ископаемых остатков, получил Государственную премия СССР в 1952году за работу «Тафономия и геологическая летопись». Автор сборников научно-фантастических и приключенческих новелл: «Встреча над Тускаророй», «Белый рог», исторических повестей «На краю Ойкумены»,  «Путешествие Баурджеда»,  «Таис Афинская», научно-фантастических романов «Час быка», «Лезвие бритвы» и многих других произведений. Что же заставило учёного, находящегося в расцвете творческих сил и завоевавшего в своей области громкое имя, так упорно пробовать себя в литературе? Конечно, в этом смысле он не был единственным. Многие учёные совершали подобные «набеги» в мир фантастики: французский астроном Камиль Фламмарион, академик В.А. Обручев, Норберт Винер, Джон Пирс, К. Э. Циолковский и другие. Очевидно, фантастика позволяет ставить мысленные эксперименты, невозможные в лабораторных условиях, открывает простор ищущему уму своими, пока ещё необоснованными, обгоняющими время допусками.

lezvieОдним из самых читаемых романов Ивана Ефремова является роман «Лезвие бритвы», завершённый в конце 1962 года. Действие происходит в Советской России, Италии, Южно-Африканской Республике, в Индии и Тибете. В сюжете переплетены приключенческий роман, научная фантастика, любовные линии, шпионский детектив, философские и научные размышления. В этом большом многоплановом произведении, вобравшим в себя весь жизненный опыт писателя, Ефремов размышляет о Человеке – скрытых и ещё не использованных резервах организма, о гигантских возможностях памяти и о том лучшем, что по эстафете мысли и знаний унаследовано нами от далёких предков и перейдёт от нас к нашим потомкам. Сюжет романа состоит из нескольких пересекающихся линий: история врача и психофизиолога Гирина, изучающего скрытые возможности человеческого мозга; история итальянцев, которые отправились в Африку за алмазами; история индийского художника. Всех этих персонажей объединяет тайна чёрной короны, сыгравшей важную роль в жизни Александра Македонского.  «Лезвие бритвы» — роман о духовном могуществе человека, о торжестве разума, о поисках красоты, любви и справедливости. В названии романа заключена суть ефремовской философии. Весь эволюционный процесс в его динамической сущности проходит по столь узкому коридору, что Ефремов уподобляет его лезвию бритвы. Малейшее отклонение в ту или иную сторону может стать катастрофическим. По «лезвию бритвы» проходит и путь восхождения человека от примата к мыслящему существу. И наконец, процесс формирования качественно новых общественных отношений требует от всех людей глубокого духовного самовоспитания.  «Конечно, — говорит Гирин, — узка и трудна та единственно верная дорога к коммунистическому обществу, которую можно уподобить лезвию бритвы.    Простое пробуждение могучих социальных устоев человеческой психики, пробуждение чувства братства и помощи, которые уже были в прошлом, но были подавлены веками угнетения, зависти, религиозной и национальной розни, рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществ, дают людям такую силу, что самые свирепые угнетения, самые железные режимы рухнут карточными домиками…».

 

Взять роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы» вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.