odoevskyИстория жизни Владимира Одоевского богата не столько внешними событиями, сколько постоянными трудами и размышлениями. Он происходил из знатного дворянского рода – и он был демократом уже по обстоятельствам своего рождения. Его отец – князь, один из последних потомков Рюриковичей. Его мать – бывшая крепостная крестьянка. Это смешанное происхождение не могло не отразиться на характере и взглядах писателя. В его убеждениях не было и следа сословной ограниченности. Более всего дорожил он в людях не их социальным положением, а их талантами и их собственными заслугами.

Родился Владимир Одоевский в Москве. Как и большинство людей его положения, он ещё в юности был обучен многим иностранным языкам. В возрасте 14 лет он был отдан в Московский университетский пансион, где до него учились такие известные русские литераторы, как А. И. Тургенев, В. А. Жуковский. К делу учения будущий писатель относился очень серьёзно. Все 6 лет, проведённые в пансионе, были заняты у него постоянным умственным трудом. Ещё в пансионе он начинает писать статьи – преимущественно на философские темы, печатая их в «Вестнике Европы». Большое нравственное и образовательное воздействие на Владимира Одоевского оказали сближение и дружба с двоюродным братом и декабристом Александром Одоевским. В неопубликованном «Дневнике студента» В. Одоевский писал: «Александр был эпохой в моей жизни. Ему я обязан лучшими минутами оной. В его сообществе я находил то, чего я везде искал и нигде не находил».

В 1824 году Одоевский вместе с Кюхельбекером издаёт альманах «Мнемозину», в котором публикует свои первые литературные опыты, а также статьи философского содержания. Несмотря на разносторонние интересы и занятия, самым главным делом жизни Одоевского была литература, творчество. В своём творчестве он был романтиком: это справедливо и в отношении ранних его произведений, и произведений зрелой поры.

Одно из первых художественно-литературных произведений Одоевского был рассказ «Старики, или Остров Панхаи (Дневник Ариста)». В этом рассказе-притче иносказательно и сатирически изображаются современная жизнь и современные люди. Иносказательный характер картины делает её обобщённой. Владимир Одоевский выступает в рассказе одновременно и сатириком и философом. Так будет во многих произведениях писателя, например: в рассказах, написанных в жанре аполога «Дервиш», «Солнце и мальчик» и других. Апологи Одоевского – это маленькие рассказы-притчи, построенные чаще всего на восточном материале, с прямым или легко подразумеваемым поучением. В них говорится о мудрости и мудрецах, о высоких истинах, облечённых в земную и прекрасную одежду, о поэте и поэзии. При этом на первом плане оказываются не столько люди, сколько идеи, не столько сами события, сколько предметные авторские уроки.

К числу самых значительных произведений В. Одоевского относится сборник «Пёстрые сказки», который вышел отдельным изданием в 1834 году. В сборник также входили и рассказы, такие как: «Сказка о коллежском советнике Иване Богданыче», «О мёртвом теле» и другие. Все эти рассказы носят фантастический характер, но повествуют в сущности о самом реальном. Они изображают фантастику обыденного и каждодневного. В причудливом смешении необыкновенного и бытового и заключалось самое фантастическое в этих рассказах. Во второй половине 30-х годов В. Одоевский пишет повести «Сильфида», «Саламандра», «Косморама». На «Пёстрые сказки» эти повести похожи смешением фантастического и реального, на котором строится их содержание, и своим философским характером. Фантастика этих повестей местами как будто отдаёт мистическим, но так может показаться только на первый взгляд. По своей мысли повести вполне ясные и прозрачные и говорят о жизненно-реальном. Так это, например, в повести «Сильфида», одной из самых глубоких и сильных в этом цикле повестей. Герой под влиянием книг различных кабалистов и алхимиков начинает верить в чудеса, отказывается от невесты, которую прежде любил, от привычного уклада жизни и живёт в необыкновенном мире, исполненным таинственной красоты и возвышенной мысли. Всё случившееся с героем имеет в повести не мистическую, а реальную мотивировку: болезнь. Другу героя, с помощью врачей, удаётся излечить его, вернуть к нормальному существованию. Но вместе с возвращением к нормальному для героя пропадает и всё высокое и прекрасное, чем он жил во время болезни.

В 40-е годы В. Одоевский создаёт самое крупное и самое значительное своё произведение – «Русские ночи» — глубоко философское и вместе с тем глубоко новаторское. Это произведение совсем особенное и по замыслу, и по содержанию и по своей жанровой основе. В нём есть нечто и от философского трактата, и от романа, и от дидактической книги. Главными героями книги писателя являются не столько те или иные персонажи, сколько идеи. Внешним образом «Русские ночи» строятся по принципу философских бесед-диалогов. Четверо молодых приятелей рассуждают на разные темы, спорят друг с другом, высказывают важные идеи о жизни, о путях познания истины. Идеи эти не просты, не однозначны и, чтобы раскрыть их в возможной их внутренней глубине и сложности, спорящие – а за ними стоит сам автор – приводят как бы в виде иллюстрации разного рода живые истории, рассказывают о событиях, происшедших в разное время и с разными людьми. Все рассказы и новеллы, входящие в книгу – «Русские ночи», — рассказы не внешне, а внутренне занимательные. Они требуют напряжения мысли, глубокого внимания, но зато они способны одарить высшей читательской радостью – радостью интеллектуального приобщения и сочувствия.

Познакомиться с творчеством Владимира Одоевского вы сможете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама