Доблесть ополчится на неистовство,
И краток будет бой,
Ибо не умерла ещё доблесть
В итальянском сердце
             Петрарка

nikolo_macНикколо Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырёх с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды, чудовищно извращённые многочисленными  разнообразными и разнокалиберными противниками, спрессовались в резкий негативный термин «макиавеллизм» — синоним политического, гражданского и человеческого коварства, двуличия, лицемерия, предательства, аморализма и жестокости. Макиавелли первый и в своём роде единственный мыслитель эпохи Возрождения, который сумел достаточно определённо постичь смысл основных тенденций этой эпохи, смысл её политических требований и устремлений, сформулировать и изложить их таким образом, что они не просто становились высказываниями, максимами или афоризмами, а самым активным образом  воздействовали на тех, кто ещё смутно ощущал эти требования, но кто стремился к преобразованию существующего положения вещей, существующих порядков, кто сгорал от желания увидеть преображённую Италию.

makiavelly1Впервые в истории человеческой мысли Макиавелли даёт политическую идеологию и политическую науку в форме своеобразного мифа, когда фантастическая и художественная форма позволяют воплотить теоретический и рациональный элемент как бы в легко ощутимом, наглядно зримом, чувственно и интеллектуально доступном и осязаемом образе – фигуре – кондотьере – пластическом и антропоморфном символе «коллективной воли», имеющей совершенно определённую, исторически необходимую и обусловленную цель. История даёт нам немало свидетельств, когда самые честные, самые благородные, самые умные и высоконравственные люди осуждались за аморализма, за покушение на существовавшие нравственные устои, правила, нормы и законы.  Вспомним Сократа, Эпикура, Джордано Бруно, Спинозу, Томаса Мора, Коперника, Кампанеллу и других рыцарей истины и нравственности, которых самые аморальные  из представителей морально разложившегося общества обвиняли в безнравственности. Когда моралью занимаются, преподают и пишут о ней аморальные люди, когда знание, наука находятся в руках людей тёмных и невежественных, ненавидящих свет знания, просвещения и образования, когда политикой занимаются люди с нечистой совестью, грязными душами и грязными руками – мелкие авантюристы, жулики, проходимцы, политиканы, стоит ли удивляться тому, что они возненавидят знающего, мудрого, честного и благородного человека, глубоко понимавшего и выражавшего требования своей эпохи, предвосхитившего развитие многих областей человеческого знания, равно как и развитие человека и человеческого общества? Но речь не о них. Данте написал об этих жалких душах, которые прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел:

Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина…

Их память на земле невоскресима;
От них и суд и милость отошли!
Они не стоят слов: взгляни — и мимо!

А Макиавелли и его «Государь» навсегда остались в памяти человечества и, благодаря глубоким идеям, мыслям и прозрениям, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.

Познакомиться с творчеством Никколо Макиавелли вы можете в Отделе художественной литературы (ауд. 311, к. А), в Учебной библиотеке комплекса,  в Учебной библиотеке АКФ, в Отделе обслуживания научной литературой(ауд 176 гл. к.), в Общем читальном зале(ауд 176 гл. к.).

Реклама