30 августа – 265 лет со дня рождения французского художника Жака-Луи Давида

47004168_ZHak_Lui_David_Жак-Луи Давид родился в Париже в семье торговца галантереей. В конце 1757 года его отец погиб на дуэли. Будущего художника воспитывали родственники. С самых ранних лет Жак-Луи проявлял интерес к рисованию, поэтому его определили в ученики к профессору Ж.-М. Вьену. Согласно обычаю Жак-Луи записался в Академию и в сентябре 1766 года семнадцатилетний художник появился в её списках. Долгое время Давид безуспешно пытался завоевать Римскую премию, дающую возможность завершить художественное образование двухлетним обучением в Риме. Только в 1977 году с картиной «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» он добивается цели и уезжает в Италию. Живя в Италии, Давид долгое время не проявлял особенного интереса к античности. Зато он восхищается Корреджо и становится восторженным почитателем Рафаэля. «Рафаэль, человек-божество, ты поднял меня к вершинам античности! Это ты, высочайший творец, более других приблизился к неподражаемым образцам! И это ты дал понять мне, что античность ещё выше тебя! Художник чуткий и творящий добро, ты заставил меня созерцать величественные останки античности. Твоя мудрая и гармоничная живопись научила меня видеть в них красоту!».

В 1780 году, после возвращения в Париж, Давид пишет картину «Велизарий, просящий подаяния», которая после показа в Салоне 1781 года приносит художнику звание «причисленного» к Академии. Вскоре художник получает королевский заказ на картину «Клятва774pxdavidoathofthehora Горациев», над которой год работает в Риме и в августе1784 года заканчивает её. Успех картины настолько огромен, что отряд карабинеров вынужден был постоянно дежурить у мастерской художника, чтобы наводить порядок в потоке желающих насладиться великолепным зрелищем. В 1787 году художник пишет картину «Ликторы приносят Бруту тела его казнённых сыновей». Власти запретили показывать её публики, с большим трудом художник добился разрешения выставить картину в Салоне 1789 года. «И снова произведение Давида оказывается в центре внимания, вызывает бурную реакцю зрителей. Отец, приносящий в жертву личные чувства и предающий смерти сыновей ради защиты республики, воспринимается как современный герой теми, кто участвовал в революционных событиях и штурме Бастилии. Ни один из живописцев в это время не выразил с такой полнотой  и силой настроение революционной буржуазии Франции». (Ю. Г. Шапиро). В сентябре 1792 года Давид был избран депутатом Конвента, через месяц стал членом Комиссии искусств и Комиссии Народного образования и принял активнейшее участие в осуществлении революционных преобразований в области культуры. Во время суда над Людовиком XVI Давид голосует за смертную казнь тирану, несмотря на неприязнь многих своих прежних друзей и жены. 13 июля убит Марат. Конвент не только возлагает на Давида организацию погребального шествия, но и поручает ему увековечить своей кистью «Друга народа». Спустя два часа после смерти Марата Давид, склонившись над трупом, рисует лицо, обёрнутое белым полотном, из-под которого выбиваются пряди волос. Позднее он пишет портрет Марата. Самая манера письма Давида изменилась. Художник отказался от мелких мазков, наложенных один на другой. Мазки его более решительны и жирны. Марат изображён как живой, словно на картине фламандской школы. Портрет предназначен в дар Конвенту: он создан главным образом, чтобы растрогать и взволновать широкие массы, он правдив и искренен, в нём нет никаких ухищрений, никакой символики. Во время контрреволюционного переворота 9 термидора Давида арестовывают и заключают в Люксембургскую тюрьму. В это время он создаёт свой единственный пейзаж – вид Люксембургского сада из окна камеры. После долгих усилий,  ходатайств и оправданий судебное преследование прекращается, после чего Давид политикой больше не занимается. Художникresize вновь обращается к образам античности  и пишет «Сабинянок». Пресса и критика поднимают шумиху вокруг наготы отдельных фигур, Давид ссылается на традиции: «Среди художников, ваятелей и поэтов было обыкновение  изображать богов, героев и вообще людей, которых они хотели прославить, обнажёнными».

В годы правления Бонапарта Давид был назначен живописцем правительства и вскоре пишет картину «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар». Наполеон, преодолевая и враждебность гор и сопротивление лошади, указывает рукой на одну из вершин, увлекает на подвиг.  После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 году получает титул «Первого художника императора». В 717076_20041222162336честь Наполеона он пишет большие исторические полотна: картины «Коронация Наполеона I», «Раздача знамён», портрет «Наполеон в рабочем кабинете», аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах». После изгнания Наполеона  и реставрации власти Бурбонов Давид вынужден был в 1816 году уехать в Брюссель. Там, оставаясь удивительно современным и достоверным портретистом своей эпохи, он пишет преимущественно портреты бывших членов Конвента и актёров, которые, как и он, должны были покинуть Францию. Днём Давид трудится в мастерской, а вечерами любит слушать музыку, посещает театр. В один из таких вечеров возвращающегося со спектакля художника сбила повозка. В тяжёлом состоянии его доставили домой и 29 декабря 1825 года он умер.

Книги о жизни и творчестве выдающегося художника Жак-Луи Давида, а также альбомы с репродукциями его картин вы можете взять в отделе научной литературы, ауд 176, гл. к.