26 сентября – 125 лет со дня рождения англо-американского поэта Томаса Элиота

EliotЛюбая книга о современной поэзии, издаваемая в Англии и Америке, начинается, как правило, с тезиса о значимости творчества Т. С. Элиота, о значительности его вклада в развитие мировой, и особенно англоязычной, поэзии XX века. Томас Стернс Элиот  приобрёл большую популярность во многих странах, где получил распространении английский язык. Его влияние испытали многие европейские поэты и поэты африканских и азиатских стран. Как и некоторые другие поэты-модернисты, Элиот начал с довольно резко выраженных бунтарских выступлений против буржуазного мира. Его отличие от многих других модернистов состояло в том, что он стремился сочетать поэтическое восприятие мира с философским его осмыслением. Т. С. Элиот – фигура глубоко противоречивая и трагичная.  Протест этого крупного художника против буржуазного мира оказался иллюзорным и неэффективным, но, тем не менее, протест этот был и проявился прежде всего в стихах.

Жизнь поэта небогата событиями. Элиот родился в городе Сент-Луисе, в почтенной американской семье, известной своими связями с культурными центрами Новой Англии и с унитарной церковью. Отец писателя был президентом компании по производству кирпича, его мать привлекала литературная деятельность — написала поэму о Савонароле и биографию деда поэта, основателя местного университета. Элиот окончил Гарвардский университет, год проучился в Сорбонне в Париже, затем вернулся в Гарвард изучать философию. После начала первой мировой войны Элиот переселился в Англию. Некоторое время преподавал в мужской школе около Лондона и работал в банке, затем был помощником редактора журнала «Эгоист», 16 лет издавал и редактировал журнал «Крайтирион», с 1935 года был директором издательства фирмы «Фейбер энд Фейбер». В 1948 году Элиоту была присуждена Нобелевская премия. Первые стихи Элиот начал писать в возрасте четырнадцати лет под влиянием Омара Хайяма, его первое стихотворение было опубликовано в школьном, а затем в университетском журналах. В 1916 году Элиот опубликовал диссертацию «Опыт и предмет познания в философии Ф. Г. Брэдли». А за год до этого было опубликовано его стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», иронизирующее над современном буржуазном обществом.

В гостиной дамы тяжело
Беседуют о Микеланджело…

Я жизнь свою по чайной ложке отмеряю,
Я слышу отголоски дальней болтовни —
Там под рояль в гостиной дамы спелись.

За этими ироническими строками следует глубоко пессимистическая концовка:

Мы грезили в русалочьей стране
И. голоса людские слыша, стонем
И к жизни пробуждаемся, и тонем.

В философии Элиот искал выход из хаоса современного буржуазного мира. Но философия, к которой он обратился, была идеалистической метафизикой. С метафизической позиции Элиот и выдвигает тезис о том, что современная поэзия должна отражать хаос современного мира. Усложнённость формы, фрагментарность, нарушение связей в поэтическом произведении, трудность общения между читателем и поэтом Элиот объяснял сложностью современной цивилизации. На самом деле всё это означало, что Элиот писал и хотел писать для избранных, тем не менее, поэмы «Бесплодная земля» и «Полые люди» являются выдающимися произведениями мировой поэзии.

Что там за корни в земле, что за ветви растут
Из каменистой почвы? Этого, сын человека,
Ты не скажешь, не угадаешь, ибо узнал лишь
Груду поверженных образов там, где солнце палит,
А мёртвое дерево тени не даст, ни сверчок утешенья…
                                               («Бесплодная земля»)

Мы полые люди,
Мы чучела, а не люди
Склоняемся вместе —
Труха в голове,
Бормочем вместе
Тихо и сухо,
Без чувства и сути,
Как ветер в сухой траве
Или крысы в груде
Стекла и жести…
(«Полые люди»)

Элиот останется в истории мировой литературы фигурой трагичной и парадоксальной.

С творчеством выдающегося поэта первой половины 20 столетия вы можете познакомиться в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама