19 января — 175 лет со дня рождения Поля Сезанна французского художника

 …художник есть служитель истины. Это есть его назначение.

                                                                                                  И. Н. Крамской 195, 635

 Paul_cezanne_1861Один из лучших французских художников Сезанн во многом определил развитие современного искусства. Его мощная живопись, умение конструировать цветом форму, достижения в передаче пространства и многие другие достижения творчества привлекли к его наследию живописцев разных стран и направлений.

Поль Сезанн родился в маленьком провинциальном городке Экс-ан-Прованс в семье владельца шляпного магазина. Поль учился в одной школе с будущим известным писателем Эмилем Золя, который на всю жизнь останется его самым близким другом. Мальчиков сближала любовь к литературе. Поль, в то время сочинял стихи на латинском или французском. Но затем Поля захватила страсть к живописи, он начинает учиться в Муниципальной школе рисования, а в 1861 году отправляется в Париж, потом возвращается домой, провалившись на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств.  Париж поразил Сезанна своими музеями. Художник называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать», особенно он выделял испанских и венецианских художников. Бывая в столице, Сезанн сближается с Писсарро, Моне, Сислеем, Ренуаром, Мане. Но он всё чаще остаётся в окрестностях Экса и много пишет, а поездки в Париж становятся всё реже и реже. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: «Убийство», «Натюрморт с черепом», «Девушка у пианино». После сближения с импрессионистами, Сезанн много работает в их манере. В их живописи главным была динамика изображения световоздушной среды. Палитра Сезанна заметно посветлела, в ней зазвучали насыщенные зелёные и золотистые тона. В 1874 и 1877 годах Сезанн выставлялся вместе  с импрессионистами, представив три картины, в том числе 903621_original«Дом повешенного», подвергшихся изрядной критике. На Сезанна нападали ещё яростнее, чем на других художников-импрессионистов. Он отошёл от группы, постепенно уединился, стал подолгу жить в Эксе. Иллюзорная передача природы и нюансов освещения уже не удовлетворяла художника, он стремился показать мир объективно, найти и запечатлеть на холстах извечный порядок и гармонию мироздания. На смену импрессионистического «изображаю как вижу» приходит сезанновское «изображаю как есть». Начинается самый плодотворный период Сезанна – «классической живописи», всё его внимание сосредотачивается на пейзаже, в котором художник стремится передать свои ощущения. Один изPushkin Museum tourism destinations его лучших пейзажей — «Мост через Марну в Кретёе». Здесь Сезанн развёртывает пространство в глубину, подчёркивая вместе с тем синтетичность изображения, — отсюда его монументальность. В этом пейзаже достигнуто совершенное равновесие между пустыми и заполненными местами картины, включая отражения, которые, обладая необходимой прозрачностью, тем не менее создают впечатление их объёмности. Разнообразие цветов –жёлтых, красных, зелёных – также включается в общую гармонию контрастов и оттенков синего цвета. Несмотря на различие элементов, в пейзаже полностью достигнуто единство образа, вызывающего представление о совершенстве, силе, уверенности и величии.

Лучшие шедевры Сезанна – это портреты» «Курильщик», «Мальчик в красном жилете», 580x727_paul_cezanne_060«Пьеро и Арлекин» и другие. В картине «Пьеро и Арлекин» художник использовал в качестве сюжета два персонажа итальянской комедии масок. Персонажи являют собой вечный конфликт мечтательно-бездеятельного и демонически-активного начала. Для Сезанна главным были поиски художественно-пластического решения. Напряжённая, несбалансированная композиция, схематизация фигур открывают пути к появлению экспрессионизма и кубизма. Творческие принципы Сезанна наиболее полно раскрылись в многочисленных натюрмортах. Простые по мотивам, они всегда торжественны, передают материальность мира вещей, как бы наполненного значительным смыслом. Предметный мир в них раскрывается в движении и вместе с тем в незыблемости своего бытия. Свои первые натюрморты «Чёрные часы» и «Натюрморт с оловянным чайником» Сезанн написал около 1869-1870 годов. Уже здесь содержание картины, связанное с выразительностью сюжета, уступает место проблеме языка «чистой» живописи, живописи как таковой. Объекты картин Сезанна настолько вещественны, что кажутся ирреальными. Вместе с тем, он умеет обратить внимание на красоту вещи, как это видно по его картинам «Горшок с геранью и фрукты» и «Натюрморт с драпировкой». По своемуpaul-cezanne-stillleben-mit-aepfeln-und-birnen-123797 художественному качеству одно из первых мест в длинном ряду подобных натюрмортов занимает картина «Персики и груши».

В начале ХХ века Сезанн создаёт свою знаменитую теорию, по которой во многом пойдёт развитие авангардного искусства. В письме к своему единомышленнику, художнику Бернару, он так излагает свои взгляды: «Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того как пишешь – рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношение тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки». Сезанн оставил после себя огромное творческое наследие: восемьсот с лишним полотен, около 350 акварелей  и такое же количество рисунков.

Взять книги о жизни и творчестве Поля Сезанна, а также альбомы с репродукциями его картин вы можете в отделе научной литературы, ауд. 176, гл. к.

Реклама