23 февраля — 115 лет со дня рождения Э. Кестнера, немецкого писателя

kestnerИмя Эриха Кестнера не слишком хорошо известно в нашей стране, между тем он – поэт, интерес к которому в Германии не ослабевает на протяжении многих десятков лет; к тому же он автор примерно пятнадцати всемирно известных книг для детей, а также романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, памфлетов.

Эрих Кестнер родился в Дрездене в семье шорника. Мать его была парикмахером. Это были люди простые и честные, однако, не лишённые неких социальных амбиций. Впрочем, отец рано оставил семью и от него Кестнер унаследовал только фамилию. Мать же дала ему всё. В книге «Когда я был маленьким» Кестнер подробно описывает своё детство. Мать, выбиваясь из последних сил, во всём себе отказывая, постаралась дать сыну приличное образование. Тема детства проходит через всё творчество Кестнера. Именно детство определило его характер и мировосприятие. По окончании школы-интерната Кестнер поступил в учительскую семинарию. Но уже шла первая мировая война и Кестнер вскоре попал на фронт. После войны и революции 1919 года он поначалу хотел сдать учительский экзамен и даже начал к нему готовиться, но столкнувшись со школьными порядками, разочаровался в будущей профессии. Отказавшись от учительской карьеры, Кестнер поступил в университет, изучал германистику в Берлине, Ростоке, Лейпциге и написал диссертацию, в которой разоблачал идеологию германского милитаризма. Писать стихи и короткие рассказы Кестнер начал ещё в студенческие годы. В 1928 году выходит первая книга Эриха Кестнера – поэтический сборник «Сердце на талии», встреченный весьма благосклонно. Но подлинный успех молодому автору принесла, появившаяся в том же году детская книга «Эмиль и сыщики». Писателю удалось создать образ предприимчивого, энергичного маленького героя, смелого борца за справедливость, любящего сына и верного друга. Поражал новизной язык повести, впервые юные берлинцы заговорили на своём живом языке — метком и образном. Осуществив в самом начале творческого пути «языковую реформу», писатель навсегда остался верен её принципам, выработав яркую и точную манеру письма, в которой говор толпы и «высокий литературный стиль» сосуществуют также естественно, как и в реальной жизни. За этими книгами следуют ещё три поэтических сборника, ряд детских книг и несколько романов, среди которых наиболее видное место занимает «Фабиан. История одного моралиста». За шесть лет Эрих Кестнер стяжал себе славу грозного сатирика, бескомпромиссного критика, лирического поэта и весёлого детского писателя.

Большинство книг Кестнера автобиографичны. В них нашли отражения реальные события и личные переживания. Когда в 1933 году к власти в Германии пришёл Гитлер все эти книги Кестнера (вместе с большинством лучших творений немецкой литературы) отправились в нацистский костёр, но писатель продолжал работать. Он переправлял рукописи в Швейцарию, откуда изданные книги расходились по всему миру. В скованной страхом, одурманенной национализмом и пропитанной ненавистью фашистской Германии Кестнером были написаны десятки эпиграмм и памфлетов, три комедийных романа и две книги для детей. По его книгам снимались фильмы в Голливуде. После разгрома гитлеризма Кестнер пишет разоблачительные сатирические куплеты для кабаре, детские книги, антифашистскую пьесу «Школа диктаторов», повесть «Маленький человек». Творчество Кестнера слагается из трёх основных – и на первый взгляд не слишком органически между собой сочетающихся – частей: поэзии, книг для детей и «взрослой» прозы. Критика считает его, в первую очередь, поэтом, видит в его стихах то главное, что он создал и с чем вошёл в немецкую литературу. Сам Кестнер определял свою поэзию как «прикладную лирику», имея в виду, что у неё есть точный адрес и вполне определённая идеологическая цель. Он обращается к беднякам, к тем, кто не имел возможности получить высшее образование и много читать; поэтому его рассказ должен быть предельно прост и предельно понятен. Он рассказывает им о мире, который их окружает, и о них самих, пасынках этого мира, об их заботах, горестях и маленьких радостях.

В стороне сидят, горланя,
Выпившие слобожане
И кричат нам что-то вслед.
Разыгрались аппетиты.
Мой отец ворчит сердито:
«Сплошь леса, а пива нет».

Писание детских книг для Кестнера  насущная творческая потребность. «Эмиль и сыщики»,4786_cover «Кнопка и Антон» как бы компенсирует Кестнера за скупость тепла, веры и надежды в его стихах и «взрослой» прозе. Они что-то вроде иной альтернативы жизни, более светлой, более определённой.

Познакомиться с творчеством Э. Кестнера вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама