16 апреля — 170 лет со дня рождения А. Франса, французского писателя

 Anatole_franceТворчество Анатоля Франса – одно из самых сложных, противоречивых и интересных явлений в западноевропейской литературе конца XIX и начала XX века. Трудно подвести под одну формулу все особенности художественного мира Франса, его отношения к жизни, к человеку, к обществу. Франс очень прихотлив в своих суждениях, вкусах, чувствах, — прихотливость эту он порою как бы возводит в принцип своего искусства. Он иронизирует и над своими врагами, и над друзьями, и над самим собой. Одного и того же героя он превращает то в выразителя самых заветных авторских размышлений и чувств, то в предмет авторского вышучивания; то даёт ему судить жизнь, людей, общество с высоты свободной и смелой гуманистической мысли, то заставляет его робеть перед явлениями жизни, терять точку опоры, во всём сомневаться.
Анатоль Франс был современником французской революции 1848 года, Коммуны 1871 года, революции в России 1905 года, Февральской революции 1917 года и, наконец, Великой Октябрьской революции.

Родился Франс в семье торговца книгами и с детских лет  увлекался чтением, к тому же лавку отца часто посещали известные писатели и знатоки литературы и искусства. Неудивительно, что молодой человек решил отдаться литературному призванию, многие страницы его произведений отданы воспоминаниям об отцовской книжной лавке, жарким баталиям литературных спорщиков и замечаниям книжных знатоков. В становлении Франса как передового писателя большую роль сыграли традиции гуманистов и просветителей, особенно Рабле и Вольтера. Будучи их духовным наследником Анатоль Франс не сразу находит свою тему, свой стиль, свой писательский путь и посему его стихотворное наследие далеко не однородно. Культ формы, пристрастие к изображению экзотических стран или древнего мира, к воссозданию образов искусства, животного и растительного царства, не оставляющие места для современной жизни родной страны, присущи в той или иной степени всем поэтическим произведениям Франса, собранным в книгах «Золотые поэмы» и «Коринфская свадьба». В поэме «Коринфская свадьба» немало страниц, звучащих прямым обличением религиозного фанатизма, однако обличение это не конкретизируется в сатирических образах. В полную меру творческие возможности Франса развернулись в его реалистической прозе, где главнейшее место заняла сатира. Пристрастие к образам исторического прошлого, свойственной Франсу-поэту, сохранилось и в творчестве Франса-прозаика, но приобрело там иной, более жизненный и боевой характер, смело сочетаясь с сатирой и реалистическими образами современности. Первая книга художественной прозы Франса вышла в 1879 году и содержала две повести: «Иокаста» и «Тощий кот». В «Иокасте» уже обнаруживается удивительная особенность, в высшей степени свойственная и позднему Франсу: прошлое человеческой культуры, к каким бы отдалённым векам оно не относилось, для него — не только прошлое; многовековая культура человечества в художественном сознании А. Франса живёт бок о бок с современностью, образы и идеи далёких веков вступают в живое взаимодействие с образами и идеями современности. Проявилась в повести и другая черта франсовского гуманизма: вера в силу человеческого слова, вера в человеческое слово как фактор действительности. В повести «Тощий кот» заметны первые проявления сатирического искусства Франса. В романе «Преступление Сильверста Бонара» с полным блеском развернулось мастерство Франса и, после его появления, писатель занял видное место в литературной жизни своей страны. В романе «Таис» Франс показал себя блестящим мастером исторической детали, воспроизведя с поразительной пластичностью Александрию начала нашей эры. « Миновав великолепные портики храма Сераписа, он направился по дороге, вдоль которой раскинулись богатые дома, как бы дремлющие среди нежных благоуханий… Через приотворённые двери в мраморных вестибюлях виднелись бронзовые статуи и водомёты, окружённые листвой…». Умело и поэтически убедительно воссоздал он столкновение языческого и христианского мира, причём осуществил это в конкретных, реалистических образах.

Одним из самых значительных произведений Анатоля Франса является роман «Остров пингвинов», в котором автор пародирует историю не только своей страны, но и всего человечества. В «Острове пингвинов» дан очень грустный по существу обзор всех основ цивилизации. Характер повествования несколько раз меняется в романе, то имитируя наивность средневековой легенды, то воспроизводя стиль исторической хроники, то, наконец, переходя на язык современного историка. Но неизменным остаётся гротескно-пародийный стиль книги, так как неизменной остаётся тенденция Франса – показать веками складывавшуюся цивилизацию в резком свете трезвого упрощения, свободного от всяких иллюзий.

Познакомиться с творчеством выдающегося французского писателя-гуманиста Анатоля Франса вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама