20 мая — 115 лет со дня рождения А. А. Дейнеки, художника, скульптора

 deinekaВсё, за что брался Александр Александрович Дейнека, он делал азартно и самозабвенно: создавал ли скульптуры или огромные живописные полотна, пейзажи или рисунки. Он был художником широчайшего творческого диапазона. И что бы ни делал Дейнека, в каком бы жанре изобразительного искусства ни работал, он стремился утверждать оптимистический смысл жизни. Чтобы в этой жизни ни происходило – утраты, несчастья, трагические повороты. Словно назло судьбе, которая порой так круто, жестоко обходилась с его соотечественниками, художник создавал образы людей мужественных, деятельных, молодых – созидателей, защитников жизни. Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца — ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. Молодость его, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Затем Дейнека учился во ВХУТЕМАС на полиграфическом отделении. Большое значение в творческом становлении стали годы ученичества и общения с замечательным педагогом В. А. Фаворским и встреча с В. В. Маяковским. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда». Полотно1928_alexander_alexandrovich_dejneka_ как бы гудит от грозного ритма мерной поступи вооружённого пролетариата. Железные, словно кованные из металла, непреклонно, неумолимо движутся шеренги бойцов, неотвратим их порыв, несгибаема воля. Атмосфера картины предельно накалена. Звучащая тишина полотна даёт возможность представить жестокость предстоящей схватки. Стиснув зубы, молча, без песен, шагают в бессмертие бойцы.

В 1930 годах Дейнека создаёт выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты и произведения: «Физкультурница», «На балконе», «Девочка у окна». Самой значительной работой стала картина «Мать». Сюжет вечный. На руках молодой женщины спит малыш. Ровный, тёплый, мерцающий свет словно обволакивает фигуру,72201305_Risunok1 озаряет благородное, нежное лицо, русые волосы, высокий чистый лоб, прямой нос, строгий рисунок губ, мягкую, но энергичную линию подбородка. Мать не сводит глаз с мальчугана, прильнувшего к её плечу. Взор женщины полон заботы. Что ждёт её дитя? Дейнека восславил земную любовь матери, оберегающей своё дитя от всех случайностей тревожного века. Тогда же Дейнека обращается к теме авиации и пишет самое знаменитое своё полотно на эту тему «Будущие лётчики».

В годы Великой Отечественной войны, художник жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». И в эти же годы Дейнека создал драматичные и напряжённые произведения : «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня» и полотно «Оборона Севастополя», которое стало своего рода гимном мужеству защитников города. Дейнека не смягчал трагизма, он изображал, возможно, последнюю отчаянную атаку осаждённых севастопольцев. Но изображал он этот эпизод войны так, что чувству обречённости не оставалось места. Произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» стало почти символом a-deinekaaa_jpgтревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях — в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Один из пейзажей «Под Курском. Река Тускорь» хотя, на первый взгляд несколько суров, наполнен большой душевной теплотой.element-666231-misc-1 Среди холмов и лугов по обширной равнине, извиваясь и петляя, свободно и вольно течет река Тускорь. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Четкие, строгие ритмы, простые цветовые отношения, свойственные этому художнику, передают мужественную красоту родной природы. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет целую эпоху в отечественном искусстве.

Взять литературу о жизни и творчестве А. А. Дейнеки и альбомы с репродукциями его картин вы можете в отделе научной литературы, ауд. 176 гл. к.

Реклама