11июня — 115 лет со дня рождения Я. Кавабаты, японского писателя

 Всю жизнь я стремился к прекрасному
и буду стремиться до самой смерти.

                         Я. Кавабата

kawabata-20В любой литературе непременно содержатся качества общечеловеческого значения, которые при известных условиях становятся фактом литератур различных народов, приобретают значимость общемировую. Однако, чтобы национальное искусство одной страны стало общечеловеческим, необходимы несколько условий: глубина, поучительность, масштабность событий и явлений национальной жизни, изображённых в произведении, высокая степень художественного обобщения. Ибо, как сказал В. Г. Белинский: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству». Выдающийся японский писатель Ясунари Кавабата, один из крупнейших прозаиков XX века, обладал даром талантливого художника, которому дано умение связывать общие понятия эстетики и философии, своеобразные черты и национальную самобытность культуры японского народа с собственными своими исканиями и творческими устремлениями. И то, что возникало в произведениях Кавабаты как индивидуальное, неповторимое, неожиданное, как некое художественное открытие мира, восходит к первоистокам японского словесного искусства, к глубинным родникам национальной культуры. Именно эти особенности литературного творчества Кавабаты нашли высокую оценку при присуждении ему Нобелевской премии в 1968 году – за «писательское мастерство, которое с большим чувством выражает суть японского образа мышления».

Кавабата родился в городе Осака в состоятельной семье врача и стал сиротой в возрасте четырёх лет. После смерти родителей он жил у дедушки и бабушки. Его бабушка вскоре умерла, а когда мальчику исполнилось 15 лет, умер и дед. Очень недолго он жил у родственников со стороны матери, потом поселился в интернате при школе. После окончания школы Ясунари уехал в Токио и поступил в Токийский университет на гуманитарный факультет для изучения английского языка, но вскоре перешёл на отделение японской филологии. Все годы учёбы будущий писатель активно сотрудничал с литературным журналом «Синтё» и благодаря этому попал в поле зрения известных писателей и редакторов. Признание начало приходить к Кавабате вскоре после окончания университета и публикации ряда рассказов. После выхода повести «Танцовщицы из Идзу» Кавабата стал очень популярным. В повести рассказывается о меланхоличном студенте, который, путешествуя пешком на полуостров Идзу, встретил юную танцовщицу. Повесть, посвящённая зарождению молодой любви, стала знаменитой потому, что рассказывая о лирических переживаниях юноши, писатель не только сумел раскрыть душевные движения, чистоту первой любви молодого человека, но и создал один из самых пленительных в японской литературе девических образов. Источником вдохновения и эстетического становления для Кавабаты служили выдающиеся произведения японской классики, в первую очередь «Гэндзи-моногатари» — «Повесть о Гэндзи», своеобразный нравоописательный роман – первый роман в истории мировой литературы, в котором рассказывается о жизни блистательного принца Гэндзи. «Гэндзи-моногатари», безраздельно господствующий над всем японским словесным искусством, по признанию самого Кавабаты, оказал на него наиболее глубокое воздействие, приобрёл основополагающее значении в его эстетическом формировании, воспитании художественного вкуса и культуры языка. Творчество Кавабаты преисполнено традиционной японской созерцательности, юмора, тонкого понимания природы и её воздействия на человеческую душу. В нём раскрывается внутренний мир человека, стремящегося к счастью.

Подлинный успех писателю принёс его роман «Снежная страна», признанный литературными кругами Японии крупнейшим явлением лирической прозы. «Снежная страна» — откровенный рассказ о любви между токийским дилетантом и провинциальной гейшей. Роман сразу же приобрёл репутацию классического. После его публикации Кавабата стал считаться одним из самых выдающихся писателей Японии. В послевоенные годы творчество Кавабаты при всём его своеобразии и индивидуальности продолжало развиваться в ключе классических традиций японского словесного искусства. К числу наиболее талантливых произведений этого периода относится повесть «Тысячекрылый журавль», романы «Стон горы» и «Старая столица», утвердившие за писателем репутацию крупнейшего художника двадцатого столетия. В «Старой столице» (Киото) Кавабата скорбит о том, что рушатся устои, основанные на древних традициях. Он старается ещё раз напомнить соотечественникам о всём том прекрасном, что сохраняется в них, предостерегая, что вскоре всему этому наступит конец и старинный Киото «превратится в один туристский отель». В романе всё время переплетаются два символа прекрасного, идеального – природы и человека. Это прямые стройные криптомерии и только с ними сравнимые по душевной и физической красоте сёстры-близнецы. Можно сказать, что женщины – любимые персонажи Кавабаты. Они и есть у него носительницы красоты, животворящей любви. Мужчины – скуднее сердцем, они жестоки и эгоистичны. Жители Киото в память о Кавабате назвали его именем одну из улиц города и установили в саду Китаяма памятник, на котором высечена фраза из романа: «Сердито зашумели вершины криптомерий, молнии полосовали небо, вонзались в землю, освещая стволы обступивших девушек деревьев. Красивые, стройные криптомерии теперь казались грозными, зловещими. Прямо над головой раздался оглушительный удар грома…». Поэтичность прозы, высокое писательское мастерство, гуманистическая мысль о бережном отношении к природе и человеку, к традициям национального искусства – всё это делает творчество Кавабаты выдающимся явлением в японской литературе и в общемировом искусстве слова.

Взять книги Ясунари Кавабаты вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

Реклама