4 июля — 210 лет со дня рождения Н. Готорна, американского писателя

PEM204699Натаниель Готорн принадлежит к блистательному созвездию американских романтиков, чьи творческие усилия положили начало национальной художественной прозе. Его имя стоит в одном ряду с именами Джеймса Фенимора Купера, Эдгара Аллана По, Германа Мелвилла. Без рассказов Готорна не обходится ни одна антология американской литературы. О нём написаны десятки монографий, сотни статей. Он – классик, слава и гордость американской национальной литературы. Будущий писатель родился и провёл своё детство в пуританском Салеме в Массачусетсе, где жили его предки. Он постоянно ощущал свою связь с историческими традициями родного города и первый в американской литературе воспроизвёл мир пуританской общины XVII века с её суровой нравственной силой, упрямым стремлением жить по своим законам, не считаясь ни с деспотизмом метрополии, ни со страданиями тех, кого давил и угнетал пуританский фанатизм. Готорн постоянно возвращается в своём творчестве к Салему с его деревянными домами, таможней, Главной улицей и даже городским источником, которому он посвятил специальный очерк, воспевающий весёлую и неутомимую струю воды, одинаково радостно утоляющую жажду богачей и бедняков. Готорн восхищается этим неумирающим источником жизни, из которого черпали влагу индейские вожди и первые губернаторы колонии и который будет по-прежнему жить, когда истлеют в земле кости современников писателя. Интерес писателя к прошлому родного края не имел предела. Он был погружен в историю Новой Англии, он жил в мире летописей и хроник, семейных преданий и народных легенд. Это была стихия, формировавшая его творческое сознание и поставлявшая материал для его новелл и романов. С первых же шагов на литературном поприще Готорн начал складываться как писатель «исторический». Большая часть его ранних рассказов связана с прошлым Новой Англии. О глубине и постоянстве интересов писателя свидетельствуют такие сочинения как: «Седой заступник», «Эндикотт и красный крест», «Майское дерево Мерри-Маунта», в которых внимание Готорна сосредоточено не на событиях, а на нравственном сознании человека, преодолевающего страх, извечную склонность к конформизму, стадное чувство во имя благородного принципа, Узнав о намерении короля назначить генерал-губернатора и учредить в колониях епископальную церковь, Эндикотт сорвал королевский красный крест со знамени Новой Англии («Эндикотт и красный крест»); безвестный старик-пуританин остановил губернаторскую кавалькаду на центральной улице Бостона и предрёк скорую смену власти («Седой заступник») – вот каковы героические поступки, что встречаются в сюжетах готорновских исторических новелл. Готорн принадлежал к младшему поколению американских романтиков и был одним из самых глубоких, последовательных и бесстрашных адептов романтического гуманизма. В рассказах и романах Готорна неоднократно возникает мысль о невозможности совершенства в мире, и попытка уничтожить зло неизбежно влечёт за собой уничтожение добра и даже самой жизни. Стремление к совершенству в произведениях Готорна имеет, как правило, трагический исход. В рассказе «Родимое пятно» главный герой – учёный – женат на женщине, чья красота почти совершенна. Единственное, что препятствует её совершенству, — родимое пятно на левой щеке. Уничтожение пятна становится жизненной целью героя. Он погружается в изучение научных и оккультных трудов и находит средство уничтожить родинку. Оно, однако, оказывается фатальным. Вместе с пятном уходит и жизнь героини. «Когда родинка — это знамение несовершенства – потеряла до конца свой багрянец и исчезла со щеки Джорджианы, прощальный вздох наконец-то безупречной женщины слетел с её уст, и душа, задержавшись на миг возле Эйлмера, воспарила на небеса».

В конце 40-х годов Готорн взялся за «Алую букву», открывающую романный период его творчества и ставшую самым знаменитым романом писателя. Действие романа отнесено в 40-е годы XVII века, то есть к начальному периоду колонизации Массачусетса, когда со времени прибытия первых переселенцев прошло всего двадцать лет, а со времени основания Колонии Массачусетского залива – десять. Бостон был большой деревней, жившей, впрочем, интенсивной экономической, социальной и духовной жизнью. Здесь уже были построены тюрьма, торговый порт, несколько церквей и губернаторский «дворец», открыты латинская школа и Гарвардский – колледж. Бостон готовился стать столицей новоанглийской конфедерации, которая образовалась в 1643 году. История, рассказанная в романе, это история молодой женщины приплывшей с пожилым мужем-врачом в Бостон. Муж отправляется в длительное путешествие, а героиня, полюбив молодого священника, родила от него ребёнка. За это, в соответствии с суровыми пуританскими понятиями и законами, она понесла жестокое наказание – была заключена в тюрьму, выставлена у позорного столба, а затем до конца своих дней обречена была носить на груди алую букву – символ греховности и позора. «На лифе её платья выделялась вырезанная из тонкой красной материи буква «А», окружённая искусной вышивкой и затейливым золототканым узором…». «Алая буква» — трагическая история, в основе которой лежит светлая любовь двух молодых людей, приведшая к грехопадению и писатель жестоко наказывает их за совершённый грех страданием, смертью и отчуждением. Преступление свершилось и закон бога был нарушен, вот только случилось это гораздо раньше, в тот момент, когда старый Чиллингуорт женился на молоденькой Эстер. Он проявил безумие, она – слабость. Вот где истоки трагедии. Был нарушен закон природы. Ключевая фраза трагедии – признание Чиллингуорта: «В ту минуту, когда мы, обвенчанные супруги, спускались по истёртым церковным ступеням, я мог бы различить зловещий огонь алой буквы, пылающий в конце нашей тропы». Творчество Готорна эстетически неповторимо и своеобразно. В основе его искусства лежат художественные принципы, обусловленные, главным образом, двумя моментами: закономерностями романтической эстетики и общей нравственной задачей, которую ставил перед собой писатель.

Познакомиться с творчеством Натаниеля Готорна вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

 

Реклама