12 июля — 130 лет со дня рождения А. Модильяни, итальянского художника

 94489261_large_20121007235859_igromir_babes_v_55Амедео Модильяни родился в семье итальянских евреев, получил хорошее образование в гимназии. В возрасте 14 лет начал брать уроки рисования в школе живописи Габриэле Микели, ученика известного художника Джованни Фаттори. В 1898 году Модильяни переболел брюшным тифом, затем тиф дал осложнения на лёгкие и по совету врачей он отправился на юг и два года прожил в Неаполе. Там он впервые начал рисовать скульптуру и архитектуру. В этюдах скульптур неаполитанских соборов уже видны овалы его будущих картин. Вскоре после возвращения на родину Модильяни уезжает во Флоренцию, а затем в Венецию, где берёт уроки рисования обнажённой натуры. Его учитель Фаттори воспитал в нём убеждённость в высоком предназначении искусства. От него Модильяни перенял непреходящую любовь к линии, простоте формы при постоянном сохранении объема. Ранние пейзажи Модильяни «Дорога в Сальвиано» иamedeo-modigliani-BoyinaBlueShirt_12819717425_338_450_ портреты «Сидящий мальчик» исполнены в манере мастеров тосканской школы маккъяйоли, к которой принадлежал Фаттори. В 1906 году Модильяни уезжает в Париж: «Живопись очевидно сильнее моих желаний, она требует, чтобы я жил в Париже, атмосфера Парижа меня вдохновляет. В Париже я несчастлив, но что уж верно – работать я могу только здесь». В конце 1907 года в Салоне независимых художников Модильяни выставил пять произведений, которые раскупили знакомые его друга врача. Осенью Модильяни снова выставляется, но на этот раз его работы никто не покупает. Депрессия, полное одиночество, пристрастие к алкоголю стали причиной появления своеобразного внутреннего барьера, который так мешал художнику все последующие годы. Большое влияние на развитие творчества Модильяни сыграло знакомство с живописью Сезанна, Пабло Пикассо. Особенно важную роль в формировании индивидуального стиля Модильяни сыграло его увлечение африканской скульптурой, её грубовато-простыми, но выразительными формами и чистой линией силуэта; вместе с тем искусство родной Италии и прежде всего рисунок Боттичелли, живопись сиенского Треченто и виртуозно сложная графика маньеристов – источники вдохновения мастера. Наиболее полно талант Модильяни раскрылся в портретном жанре: «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник».

На протяжении 1914-1916 годов художник создаёт больше десяти портретов маслом и серию портретов и композиций: «Крошка Луиза», «Прекрасная бакалейщица», «Красавица-хозяйка», «Новобрачные». В них освоение того, что дали кубизм и Сезанн, собственный опыт скульптора дополняется постоянными поисками психологии персонажей. Модильяни не умел работать долго, так же как не умел «писать с натуры». Работая с натурщицей, Модильяни попросил её раздеться, долго на неё смотрел, потом предложил надеть рубашку и платье и тогда начал писать. Для портрета Г-жи Сюрваж ему понадобилось только, чтобы она села за рояль и что-нибудь ему сыграла. Пока она играла, он пристально наблюдал за ней, потом сказал, что достаточно и принялся быстро рисовать. На следующий день портрет был готов. Жалея Модильяни, некоторые специально заказывали ему картины, чтобы поддержать художника. Но в основном он рисовал близких людей – Диего Риверу, Пабло Пикассо, Жана Кокто. В 1916 году Модильяни познакомился с поляком Леопольдом Зборовским, который занялся продажей картин художника, правда, без особого успеха. В написанном в 1918 году портрете Зборовского Модильяни подчеркнул поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося его таланту. В творчестве последних трёх лет чередуются, а иногда соседствуют две тенденции. С одной стороны – плавное развитие композиции, декоративность, изысканность; сквозь ровные прозрачные мазки проступает холст, тонко наложенные краски заставляют 0_88d47_6da09cc8_XLвспомнить о персидских миниатюрах. К этой группе картин можно отнести розовые «ню» и портреты Жанны Эбетюрн. С другой стороны – красота объёмов вписывается в размашистый,0_650e7_daaa24fc_XL чёткий ритм, оживают звучные, торжественные краски – совсем как в венецианской живописи. В портрете «Обнажённая с ожерельем» сама поза своей чувственностью напоминает Тициана. В ряде портретов использованы густо замешанные краски, тяжёлые мазки. Портреты чувственны и поэтичны. Во всех этих картинах найдена совершенная гармония между скульптурной лепкой объёмов, выразительным ритмом линий и эмоциональной насыщенностью цветового решения.

Модильяни умер от туберкулёзного менингита в 1920 году, похоронен на кладбище Пер-Лашез. На могиле краткая надпись – «Смерть настигла его на пороге славы».

Взять литературу о жизни и творчестве Модильяни и альбомы с репродукциями его картин вы можете в отделе научной литературы, ауд. 176, гл. к.

Реклама