19 июля – 125 лет со дня рождения М. З. Шагала, художника

marcchagall Марк Захарович Шагал родился в Витебске в семье мелкого торговца и был старшим из десяти детей. Отец служил рабочим у купца-селёдочника, а мать содержала мелкую лавочку. Марк закончил четырёхклассное городское ремесленное училище, затем в Петербурге два года занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, руководимой Николаем Рерихом. Позднее Шагал учился в мастерской известного русского художника и педагога Савелия Зайденберга и в частной школе Елизаветы Званцевой, ученицы И. Репина, где его наставником были художник и мастер городского пейзажа Мстислав Добужинский и известный график и театральный декоратор Леон Бакст. 13533150530Начало художнической биографии Шагала – картина «Смерть», написанная в 1908 году – переплетение фантастики и реализма. Следующей картиной стало полотно «Святое семейство», где всё было непривычно для глаза, нетрадиционно и где проявилось умение художника вывести образ за пределы общепринятой иконографии и превратить его в сугубо личный момент свидетельства и веры. Для продолжения образования Марк Шагал уехал в Париж. Поездку и обучение субсидировал известный юрист и общественный деятель Максим Моисеевич Винавер. В Париже Шагал поселился в знаменитом общежитие художников «Ля Рюш» («Улей»), где в то время жили такие художники и скульпторы, как Архипенко, Сутин, Модильяни, Леже. На творчество Шагала большое влияние оказали еврейская и французская культура. Отсюда особенности художника, создавшего своеобразный сплав фантасмагории и быта, прошлого и будущего, мистики и реальности. Экспрессивность цвета и рисунка сделали Шагала предтечей экспрессионизма и сюрреализма. По словам самого художника, он стремился «видеть мир особыми глазами, как будто только что родился». Художественно-поэтическая система Шагала определилась уже в ранних полотнах: «Я и деревня» «Адам и Ева», «Россия, Ослы и другие», «Молящийся еврей». В 1912 году Шагал впервые показал свои полотна на Осеннем салоне в Петербурге, а затем на выставке в Москве. Через два года в одной из берлинских галерей открылась первая персональная выставка Шагала. В 1915 году Шагал с семьёй уезжает в 14JEGПетроград и много пишет. Он создаёт такие значительные работы, как «Продавец газет», «Зелёный еврей», «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Зеркало». В ноябре 1917 года Шагалы вернулись в родной Витебск. Художник воспринял революцию, прежде всего, как установление национального равенства, открывающее неограниченные возможности культурного возрождения народа. В августе 1918 года Шагал получил мандат «уполномоченного по делам искусств г. Витебска и Витебской губернии». В Витебске Шагал организовал музей и народное художественное училище, в котором преподавал и знаменитый автор «Чёрного квадрата» К. Малевич и который через два года «сверг» Шагала, обвинив того в том, что он всего-навсего «неореалист», что он всё ещё возится изобретением каких-то вещей и фигур, тогда как подлинное «революционное» искусство должно быть «беспредметным».

Созданные в 1918-1921 годах произведения Шагала пронизаны духом романтической идеальностиpobazzb117_self_portrait_with_muse_dream_1917_1918_private мира и свидетельство тому большое полотно «Видение», которое появилось благодаря странному сну художника. «Меня одолевали сны. Квадратная пустая комната. В углу одинокая постель, где сижу я. Темно. Вдруг разверзся потолок и крылатое существо с шумом и грохотом спустилось вниз, наполняя комнату движением и облаками. Шелест влекущих крыльев. Я понимаю: ангел! Не могу открыть глаза, становится слишком светло и лучисто. Пошарив повсюду, он поднялся к прорези в потолке, унося с собой весь свет и голубой воздух. Снова стало темно. Я проснулся…». В 1920 году Шагал переезжает в Москву и пишет декорации для гоголевских постановок: «Ревизор», «Женитьба», «Игроки». Шагал летом 1922 года едет в Берлин, чтобы узнать о судьбе своих произведений, оставленных на Западе. Вернуть удалось меньше десяти работ и то же произошло в Париже. В Берлине Шагал овладел новыми видами техники – офортом, сухой иглой, ксилографией. Парижский период творчества Шагала наполнен чувством умиротворённости художника, переводящего дух после российских 20100803_chagalпотрясений. Спасаясь от упадка духа, риторики и повторений, Шагал дарит свою заветную тему циркачам. Отныне они – профессионалы, мастера арены, воздушницы и ловиторы, кувыркающиеся на трапеции под куполом цирка — становятся постоянными спутниками его праздничного искусства. Вплотную Шагал занимался иллюстрированием известных произведений. Он выполнил иллюстрации к «Мёртвым душам» Гоголя, «Басням» Лафонтена, для иллюстрации Библии Шагал создал огромное количество офортов, которые стали фундаментом огромного цикла, над котором художник работал почти всю жизнь. Большое количество гравюр, рисунков, картин, витражей, керамических скульптур, рельефов, вдохновлённые Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала.

В мае 1941 года Шагал с семьёй уезжает в Америку, после окончания Второй мировой войны возвратился во Францию. Шагал много работал, он создал циклы цветных литографий, станковых и книжных работ, иллюстрации к роману Д. Лонга «Дафнис и Хлоя». В 1963 году Шагалу предложили расписать потолок в парижской опере, над которым художник с увлечением трудился больше года и который по завершению вызвал небывалый резонанс. В 1966 году Шагал создал новый шедевр – панно для «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. В 1973 году Шагал посетил Москву и Ленинград. Художник рассказывал о поездке на родину: «На улицах, когда нас узнавали, тоже подходили незнакомые и тоже протягивали нам букеты цветов. И подарками нас забросали…». Когда Шагал вернулся из поездки, он написал большую картину «Возвращение блудного сына». На фоне Витебска он изобразил старика, перед которым стоит на коленях его сын. По случаю девяностолетия художника в Лувре состоялась уникальная выставка его работ. Марк Шагал умер в 1985 году и похоронен на кладбище города Сен-Поль де Ванс.

 Взять книги о жизни и творчестве Марка Шагала, а также альбомы с репродукциями его произведений вы можете в отделе научной литературы, ауд 176 гл. к.

 

 

Реклама