26 июля — 120 лет со дня рождения О. Хаксли, английского писателя

huxley Творческий путь английского писателя Олдоса Хаксли от первых стихотворений до последнего романа продолжался почти полвека. Он написал столько, сколько другому и за две жизни не удалось бы. Поражает не только число его сочинений, но и их разнообразие: стихи, пьесы, эссе, романы, биографии, путевые дневники, письма, новеллы, философские, литературно-критические и публицистические труды. Писатель работал до самой смерти без отдыха и срока, не признавая ни воскресений, ни каникул и отрываясь от рукописей только для выполнения общественного или дружеского долга. Внук знаменитого Томаса Хаксли, сподвижника Дарвина, сын влиятельного издателя, внучатый племянник критика и поэта Мэтью Арнольда, брат выдающихся биологов Джулиана и Эндрю Хаксли, он всю жизнь напряжённо занимался как литературой и искусством (живопись, музыка), так и естественными науками. В юные годы он мечтал стать врачом, но не смог – помешала тяжёлая болезнь глаз и тогда Хаксли становится профессиональным литератором после окончания Итона и одного из самых почтенных колледжей Оксфорда – Баллиоля. Прежде всего Олдос Хаксли известен своими романами и рассказами, созданными в 20-30-е годы двадцатого столетия. Это десятилетие многое изменило в социальном и духовном климате Англии. Первая мировая война, Октябрьская революция в России, подъём освободительного движения в Ирландии, экономический кризис – всё это пошатнуло былое викторианское благополучие. Английская интеллигенция, плоть от плоти британской системы испытывала разочарование в жизни. Многие философы, художники, писатели восприняли кризис системы как глобальный кризис всей человеческой цивилизации. Известно, что первая мировая война вызвала к жизни литературу «потерянного поколения», виднейшими представителями которой были Э. Хемингуэй, Р. Олдингтон, Э.-М. Ремарк. Первые романы Хаксли как своей тематикой, так и манерой письма во многом созвучны книгам писателей «потерянного поколения». Сам он в войне не участвовал, но немало его друзей и родственников пали на полях сражений. Чувство «потерянности» преследует большинство героев раннего Хаксли, но «потерялись» они не в грязных окопах, а в поместьях и ночных клубах, в светских гостиных и дорогих ресторанах послевоенного Лондона. Война и её последствия отняли у героев Хаксли чувство уверенности в завтрашнем дне, унесли веру в идеалы буржуазного либерализма, обнажили непрочность человеческих связей.

Самый знаменитый роман-антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» написан в 1932 году.  В этом произведении писатель переосмысли тему «естественного человека» и «цивилизованного общества», начатую в европейской литературе ещё в XVIII веке Жан-Жаком Руссо и Вольтером. Если вольтеровский дикарь, Простодушный из одноимённой повести, приобщившись к цивилизации и культуре, мог сказать всё же, что «из животного превратился в человека», то в сверхцивилизованном обществе «эры Форда» Дикарь Хаксли не находит уже ни человека, ни культуры – лишь голые инстинкты и «эмоциональную инженерию». В этом «дивном» из миров обезьяна и человек поменялись местами. Общество духовно деградировало до уровня приматов, отличаясь от них лишь знанием физиологии и гигиены, и объявило стадность воплощением прогресса. Напротив, не утративший духовности отдельный человек стал ходячим атавизмом, живой обезьяной. Конец «дивного нового мира» изображён в написанном после войны и Хиросимы романе-антиутопии «Обезьяна и сущность». Сущность тоталитарно-технократической цивилизации в том, что она толкает человека назад к обезьяне – торжество обезьяньего начала символически изображается в эпизодах романа, в которых бабуины в маршальской форме командуют великими умами – Фарадеем, Пастером, Эйнштейном. В результате цивилизация гибнет в атомной войне. Остатки человечества, образом жизни уже мало отличаясь от обезьян, поклоняются Велиалу – сатане – и совершают ритуальные убийства детей, рождённых уродами под воздействием радиации. Связующим звеном между этими утопиями является роман «Через много лет», в котором Хаксли в наукообразной форме обосновал свой взгляд на человеческую природу, дополнив его проповедью нравственного самосовершенствования с мистическим уклоном. Человек оказывался некой промежуточной субстанцией между божественным Абсолютом и животным миром. Он мог достичь мистического слияния с Богом в вечности, отрешившись от преходящих ценностей окружающего мира. Если же человек не был способен отказаться от своего «я», своих эгоистических желаний и сиюминутных ценностей цивилизации, которую создавал во времени и пространстве, то в конце концов впадал в безумие и сползал назад к бабуинам. Цепляясь за свою промежуточную сущность, человек разумный был обречён на деградацию – духовную и биологическую. Подобную деградацию писатель и показал в романе «Через много лет», развенчав попытки достичь бессмертия, вечной жизни на физиологическом уровне.

 Познакомиться с творчеством Олдоса Хаксли вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.