2 августа- 90 лет со дня рождения Д. Болдуина, американского писателя

James Baldwin, Distinguished Visiting Professor Джеймс Болдуин вырос в семье отчима-священника и был старшим из десяти детей. Своего родного отца Болдуин не знал и отчасти страдал из-за этого, что отразилось во многих его произведениях, например: «Скажи мне, когда ушёл поезд», «Иди, вещай с горы», «Комната Джованни». В юности Болдуин собирался пойти по стопам отчима и помогал ему в церкви. Но чем старше становился Джеймс, тем отчётливее понимал, что проповеди священника расходятся с тем, что происходит на улицах Гарлема, и, самое главное, с поведением отчима дома. После окончания школы в Бронксе Болдуин переезжает в Гринвич-Вилледж, где началась его литературная карьера. В своих первых публицистических статьях Болдуин пишет о том, что видел и пережил в самых неблагополучных районах Нью-Йорка: Гарлеме и Гринвич-Вилледже, высказывает свои взгляды на происходящее вокруг. Статьи проникнуты духом отрицания расизма, царящего вокруг молодого человека. Вот почему, получив премию за первый художественный роман «Иди, вещай с горы», Болдуин в 1948 году покидает США и уезжает во Францию, которая стала для него домом, где он написал свои главные произведения. Болдуин два раза возвращался на родину, он был активным участником движения Мартина Лютера Кинга – единственного движения, идеологию которого он разделял полностью. Наряду с такими известными негритянскими писателями как Ричард Райт и Ральф Эллисон, Джеймс Болдуин сломал стереотип, согласно которому у негритянского писателя всегда очень определённый – и достаточно узкий – круг тем, а его художественные решения предсказуемы и даже несколько примитивны. Благодаря этим писателям негритянскую литературу начали замечать и ценить.

Постоянное место действия произведений Джеймса Болдуина – Гарлем, герои так или иначе связаны с гетто, которое они ненавидят, потому что оно для них знаменует собой духовный плен. Но эта проблематика осмыслена Болдуином так, что в ней прочитываются смыслы и для тех, кто никогда не соприкасался с реальностью гарлемов. Болдуин пишет о чёрной Америке, но у него это просто материк, на котором особенно проявлены драмы и бедствия всей современной эпохи. Как писатель Болдуин по-настоящему выразил себя не в произведениях, где особенно чувствуется злоба дня, а в других книгах. По характеру действия это камерные произведения, в которых всё замыкается кругом отношений всего нескольких героев. Они, эти герои, словно бы без остатка поглощены собственными интимными переживаниями и стараются не замечать давления среды, в которой находятся, эпохи, в которой живут. На самом деле зависимость и от среды, и от эпохи как раз и проявляется всего отчётливее в сфере их жизни, и вот эту зависимость, её трагические последствия Болдуин умел показать, пожалуй, как никто другой из его литературных современников. Очень показательна в этом плане одна из самых талантливых повестей Болдуина «Если Бийл-стрит могла бы заговорить». Это книга о чистой и самоотверженной любви юноши и девушки и в то же время обо всём негритянском народе, его издавно повторяющейся драме и его неубывающей способности всё вынести и преодолеть, не поступившись национальной гордостью и духовным своеобразием. В своем, во многом автобиографическом романе «Комната Джованни», стоящим особняком в творчестве писателя, Болдуин пишет о любви двух парней, тем самым бросая вызов общественному мнению. Он привлекает внимание читателей к проблеме гомосексуализма, пытаясь вызвать их симпатию и поддержку. Написанная накануне студенческой революции (начинавшейся именно в Париже), книга стала своеобразным манифестом борьбы сексуальных меньшинств за свои права и имела такое же значение во время молодёжных волнений, как и публицистические выступления Болдуина в защиту прав чернокожих. С выходом в свет романа «Другая страна» истинная природа дарования Болдуина становится ясна для любого читателя. В каждой из многочисленных повествовательных линий этого произведения прослеживается один и тот же сюжет – вызов нормативности, в том числе и той, которая руководит эротическими тяготениями, пристрастиями, потребностями. За каждым персонажем книги стоит вроде бы сугубо частная история, и никто из них не соответствует представлению о типичном герое. Болдуину они и важны своей неповторимостью – при общности ситуации бунтарства или конформизма, с которой сталкиваются все без исключения. Там, где социальный роман требовал бы обобщений и типажей, Болдуин, не желая, чтобы его герои иллюстрировали какие-то явления и тенденции, просто воссоздаёт несколько человеческих судеб, складывающихся по-разному, но неизменно с нерадостным итогом. И эти судьбы не олицетворяют ничего, кроме состояния мира, каким он видится американскому писателю.

Взять почитать произведения Джеймса Болдуина вы можете в отделе художественной литературы, ауд. 311, к. А.

 

 

Реклама